Бларамберг, Павел Иванович, - композитор и журналист. Родился 14 сентября 1841 г.; образование получил в СПб. Александровском лицее. Служил в Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел, в изданиях которого и в записках русского географического общества печатались его статистические работы. Усердно занимался преподаванием в воскресных школах, вскоре закрытых, и организацией бесплатных народных читален, столь же недолговечных. Склонность к музыке обнаружилась у Бларамберга еще в детстве, но музыкальное образование он получил очень скудное; его учили только фортепианной игре, да и то плохо. Еще мальчиком 13 - 14 лет он задумал писать оперу, хотя еще ни одной оперы не слышал на сцене. В лицее он организовал из своих сотоварищей струнный оркестр и дирижировал им, перекладывая для него нетрудные симфонии и сонаты немецких классиков, а иногда исполняя и свои собственные опыты (между прочим, отрывки из оперы "Ундина"). Несколько уроков начальной гармонии ему удалось взять у Герке ; дальше Бларамберг продолжал свои занятия один, без руководителя. Инструментовку Бларамберг изучал практически, посещая репетиции концертов, где подмечал характер отдельных инструментов и их совместную звучность, подолгу стоял среди военных хоров, наблюдая эффекты звучности медных инструментов. В конце 50-х годов Бларамберг познакомился с Балакиревым и его кружком; у Балакирева некоторое время учился фортепианной игре. Осенью 1869 г. он принял участие в 7-м международном статистическом конгрессе в Гааге, в качестве официального представителя России; в конце того же года участвовал в работах по однодневной переписи Петербурга. Выйдя в отставку, Бларамберг поселился на время за границей, где усиленно стал заниматься музыкой. До этого времени им было написано лишь несколько романсов и других мелких вещей, а из более крупных - только музыка к "Воеводе" Островского (1865 г.; увертюра, впоследствии утраченная, 5 антрактов, один из которых тоже утрачен, и несколько вокальных №). За два года пребывания в Брюсселе им написана большая кантата на сюжет Лермонтова "Демон" и половина первой его оперы "Мария Тюдор", в 1888 г. поставленной в московском Большом театре под названием "Марии Бургундской". Переехав в Москву, Бларамберг вскоре сделался одним из постоянных сотрудников "Русских Ведомостей", затем заведующим отделом иностранной политики, а по образовании товарищества "Русских Ведомостей" - одним из сотоварищей. В то же время он состоял профессором по классам формы и инструментовки в музыкально-драматическом училище филармонического общества. Позднейшие его произведения: комическая опера "Скоморох" (3 д., на сюжет Островского, "Комик XVIII столетия"; представлено только одно первое действие в ученическом оперном спектакле филармонического общества: 22 марта 1887 г.); одноактная опера "Девица-Русалка" (исполнена на таком же спектакле 3 апреля 1888 г., впоследствии переделана и расширена); четырехактная опера "Тушинцы" (сюжет из драматической хроники Островского "Тушино", поставлена на сцене Большого театра 24 января 1895 г.; двухактная опера-идиллия "Волна" (исполнялись только отрывки в концертах); симфония для оркестра H-moll; (1886); симфоническая поэма "Умирающий Гладиатор" (1882), скерцо для оркестра H-moll; фантазия для пения соло, женского хора и оркестра "Стрекозы" (1879), музыкальная картина для мужского хора и оркестра "На Волге" (1880; хоры a capella премированы Императорским Русским Музыкальным Обществом), хоровые переложения русских народных песен (по записям Мельгунова ), много романсов. Этюд его "Цензура и музыка" напечатан в сборнике "В защиту слова" (1905). Не обладая особенно глубоким и ярким творческим дарованием, Бларамберг, благодаря своему вкусу, техническому умению и серьезному отношению к задачам искусства, оставил ряд произведений, которые могут быть отмечены в истории новой русской музыкальной школы. Связи с Балакиревским кружком отразились в этих произведениях народным стилем, свойственным всей новой русской музыкальной школе, как в области мелодии, так и в приемах технической обработки. В 1898 г. Бларамберг переехал на постоянное жительство в свое имение в Крыму. Умер в Ницце 15 марта 1907 г. См. о нем статью князя Б.А. Щетинина, "Идеалист-шестидесятник" ("Исторический Вестник", 1907, № 6).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».