Игровой тест «Русская история в портрете»

Учебное видео: от идеи до воплощения

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Бакст Лев Самуилович


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Бакрадзе Димитрий Захарович

Бакст Николай Игнатьевич

Бакмейстер Логин Иванович (Людвиг)

Бакст Осип Игнатьевич

Бакмейстер Иван Григорьевич

Бакуа Маврикий (Baquoi)

Баклунд Оскар Андреевич

Бакунин Александр Александрович

Баклановские

Бакунин Алексей Александрович

(-10) (-50) (-100) (-500)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Бакст Лев Самуилович - живописец. Родился в Гродно в 1866 году, учился в гимназии, был вольнослушателем в Академии Художеств; довершил свое художественное образование за границей. В первых своих работах Б. не свободен от подражательности; сначала он работает в духе Влад. Маковского , затем увлекается Фортуни и Менцелем, современными англичанами и французами и, наконец, принимается за строгое изучение форм старых мастеров. В начале художественной деятельности, в девяностых годах, Б. несколько лет подряд выставлял в "Обществе Акварелистов" небольшие головки и пейзажи. Первой крупной и серьезной его работой, не без влияния Менцеля, является картина: "Адмирал Авелан в Париже" (1894). С середины девяностых годов Б. примыкает к кружку художников и писателей, объединившихся вокруг С.П. Дягилева и Александра Бенуа . В 1898 году Б. выставляет на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С.П. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках "Мир Искусства"; до 1910 года участвует в выставках "Союза русских художников"; в 1909 году выставляет свою картину "Terror Antiquus" в "Салоне". В 1906 году Б. участвует в организации русской художественной выставки (Exposition de l'art russe) в Париже и декорирует выставочные залы по своим рисункам; с того же года состоит членом выставок "Salon d'Automne" в Париже. Еще ранее, с 1899 года, Б. принимает участие в выставках "Secession" в Мюнхене, выставляет в Праге и в Вене, в Берлине и Венеции, в 1910 году на международной выставке в Брюсселе и в галерее Bernheim в Париже, в 1911 году на международной выставке в Риме. Талант Б. чрезвычайно разносторонен. По словам М. Волошина, Б. "с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни". У Б. есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства", "Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Б. не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон". Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Ярче всего выразился талант Б. в его театральных постановках; они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы (Александр Бенуа). В театральных постановках Б. чрезвычайно разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: "Ипполит" (1902) и "Эдип в Колоне" (1904), изящны его балеты "Фея Кукол" (1903) и "Карнавал" (1911), живописны "Саломея" (1909) и "Вакханалия" (1909). Наибольшей красоты и силы Б. достиг в своих театральных постановках в Париже, где, по предложению С.П. Дягилева, ставил в 1909 году в театре Chatelet балет "Клеопатру", в 1910 году в Большой Опере балеты "Карнавал" и "Шехеразаду", в 1911 году снова в Chatelet балет "Нарцисс". Эти постановки вызвали восторженные отзывы парижской театральной и художественной критики своей сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. В 1911 году Б. поставил в Париже "Le martyre de St. Sebastien", мистерию Габриель Д'Аннунцио. В композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в "Vision Antique" (1906), "Креон" (1906) и "Антигона" (1904). Он много занимается архаикой. В 1907 году он посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в 1909 году выставляет свою громадную картину "Terror Antiquus" с архаической Афродитой на первом плане, а в 1910 году - "Дорогу в Аид". Свои взгляды на взаимоотношения современного искусства и древности Б. высказал в статье: "Пути классицизма в искусстве" ("Аполлон", 1909 год, № 2 и 3). Большая часть произведений Б. находится в частных коллекциях в России и за границей; в Третьяковской галерее в Москве имеются его пейзаж "Вечер в Алжире, "Элизиум", эскиз занавеса для театра Коммиссаржевской, портреты В. Розанова, Балакирева и Ляпунова ; в музее императора Александра III в Петербурге - портрет Александра Бенуа, несколько головок и портрет В. Нувеля. - См. М. Волошин "Архаизм в русской живописи" ("Аполлон", 1909 год, № 1); Вячеслав Иванов "Древний ужас" ("Золотое Руно", 1909 год, № 4), 33 снимка с произведений Л.С. Бакста ("Золотое Руно", 1906 год, № 4); С. Маковский "Страницы художественной критики", т. II; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX веке"; его же "Русская школа живописи" (1904). С. Ростовцева.

См. также статьи:
Дягилев Сергей Павлович ;
Кустодиев Борис Михайлович ;
Нарбут Егор Иванович (Георгий) .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2016
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»