Батюшков, Федор Дмитриевич, историк литературы и критик. Приходится внучатым племянником поэту К. Н. Б.; отец был губернатором в Гродно и почетным опекуном. Родился в 1857 году; по окончании 1-й казанской гимназии поступил в Петербургский университет, который окончил по историко-филологическому факультету в 1880 году. В 1881 году Б. оставлен при том же университете по кафедре истории всеобщей литературы. Дважды был командирован для научных работ за границу (в Германию, Париж, Англию и Испанию). После первой поездки сдал магистерский экзамен и с 1885 года по 1898 год состоял приват-доцентом Петербургского университета и преподавателем высших женских курсов. Б. читал лекции по провансальским языку и литературе, по готскому и старонемецкому языкам и по истории французской, итальянской и древнеиспанской литератур. Состоит членом литературно-театрального комитета при петербургских императорских театрах. Главные его литературные работы: "Сага о Финибоге Сильном" - перевод и исследования (1885); "Сказание о споре души с телом в средневековой литературе" (магистерская диссертация, 1891); о "Сиде" Корнеля, о "Рюи-Блазе" Виктора Гюго, "О женских типах" Расина (1896), "Критические очерки и заметки", часть I и II (1900 и 1902 годы). Свои статьи Б. печатал в общих и специальных периодических изданиях: "Журнале Министерства Народного Просвещения", русском отделе журнала "Космополис", "Вестнике Европы", "Театральном Ежегоднике", "Жизни для всех", "Новой Жизни", "Всеобщем журнале", "Запросах Жизни", газете "Речь" и "Мире Божьем", редактором которого он состоял с 1902 года по 1906 год, когда "Мир Божий" был закрыт по распоряжению администрации. Кроме статей по романо-германской филологии и истории западноевропейских литератур, перу Б. принадлежит ряд критических статей и много статей о театре; по поручению Академии Наук он многократно писал отзывы о сочинениях, представлявшихся на соискание Пушкинских премий. По своим литературным воззрениям Б. не принадлежит ни к поклонникам чистого искусства, ни к сторонникам боевой публицистической критики. Он отстаивает "простое стремление к правде в области этических и социальных вопросов" и считает, что "в искусстве настоящий реализм не может быть упразднен". Однако это стремление к реализму должно совмещаться с поклонением красоте. "Элемент красоты, конечно, должен быть присущ и психическим явлениям, поскольку добро и красота, в высшем понимании, не исключают друг друга". Критические статьи Б. всегда вдумчивы и свидетельствуют о широкой образованности автора. Он принимал и принимает деятельное участие в Комитете Литературного фонда, где неоднократно занимал должность товарища председателя; был также товарищем председателя в С.-Петербургском литературном обществе, закрытом администрацией в 1911 году. Б. Кн.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».