Вербицкая, Анастасия Николаевна - писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в московской консерватории; преподавала пение в московских учебных заведениях. В 1887 г. была напечатана в "Русской Мысли" ее повесть "Разлад"; позднее помещала романы, повести и рассказы в разных журналах. С 1899 г. Вербицкая начинает издавать свои произведения отдельными книгами, имеющими на книжном рынке огромный успех. Всего издано ею 25 книг. Общее число экземпляров, в котором они разошлись, доходит до 500 000. Наибольшее распространение выпало на долю "Ключей Счастья" (1908 - 12); каждая из 4 частей этого романа расходится в 40 000 экземпляров. В том, что раньше писала Вербицкая, есть известные проблески литературности и добрых намерений. Как она сама заявила в автобиографии ("Сборник на помощь учащимся женщинам", М., 1901), Вербицкая считала себя писательницей "идейной". Она - ревностная феминистка, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Женщина должна быть независимой от мужчины и жить исключительно своим трудом. Герои Вербицкой всегда примыкают к передовым течениям, и многие из них попадают в места весьма отдаленные. С чувством благоговения Вербицкая говорит о Михайловском , Шелгунове , Глебе Успенском. Женщины Вербицкой всегда остаются верными светлым идеалам; мужчины поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному благополучию. Вся эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные фразы, которые героини Вербицкой говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается женщина старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви. Прогрессивные героини Вербицкой чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их физическая привлекательность исчезла. В разработке сюжета произведений Вербицкой тоже весьма малое соответствие "идейности" замысла. Отделавшись немногими страницами проповеднического характера, Вербицкая сосредоточивается на амурных подробностях и ощущениях, описанных всегда с чрезвычайной обстоятельностью. Произведения Вербицкой лишены типичности и не отражают в себе действительности. Исключение составляет разве роман "Вавочка", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских "полудев" из той новой молодежи 80-х годов, которая выросла в гнилой атмосфере реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. "Ключи Счастья" - ниже всего другого, написанного Вербицкой. Они проникнуты тем дешевым романтизмом, который теперь встречается уже только в бульварных романах, рассчитанных на читателя дешевых листков. Однако у "Ключей Счастья" есть публика, падкая не на одну только "занимательность". 3 и 4 части романа, где автору, очевидно, уже совершенно нечего сказать, наполнены наполовину длиннейшими выписками из разных книг по истории искусств, описаниями галерей, картинами Италии, Бретани, Парижа и т. д. Это не интересно для обычного читателя бульварных романов и может привлечь только читателей с "запросами". Приходится, по-видимому, видеть одну из причин успеха "Ключей Счастья" в смеси модернизма, ницшеанства и даже анархизма с апофеозом свободной любви. Привлекает, очевидно, и злободневность романа: он затрагивает, так или иначе, почти все, чем волновалось общество в последние годы. С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».