"Разбойника благоразумнаго" (поет И.Козловский) Воротников Павел Максимович - русский композитор (1810 - 1876). Еще учась в кадетском корпусе, пробовал сочинять: его Allegro исполнялось кадетским оркестром. Служа в новгородском кирасирском полку, написал несколько пьес военной музыки и руководил в Елисаветграде оркестром, имевшим свыше 100 исполнителей. При его участии основана школа регентов, где он был преподавателем многих предметов. К этому времени относятся его церковные сочинения: концерты "Изми мя от враг моих" и "Услыши Господи глас мой", причастные стихи - "Чашу спасения приму" и "В память вечную будет праведник", херувимская песнь (d-moll). С 1843 по 1848 г. был преподавателем пения в придворной певческой капелле и занимался переложением церковных песнопений для предпринятого А.Ф. Львовым издания "Круга простого нотного пения". "Главнейшее условие этого огромного труда, - говорит Воротников в своей автобиографической записке, - состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом". Многие из церковных произведений Воротникова до сих пор исполняются при богослужении. В технических приемах и характере самостоятельных церковных сочинений Воротников - последователь Львова; они большей частью просты по гармонии и написаны в несимметричном ритме, чтобы оставить текст неизменным. Он собирал народные русские песни, но гармонизация их не вполне отвечает у него характеру их и складу. Песни, положенные им на 4-голосный хор, изданы в 1870 - 1871 и 1894 гг. Изданы и некоторые романсы Воротникова для одного голоса с сопровождением фортепиано. Педагогические сочинения Воротникова: "Практические голосовые упражнения, или Сольфеджио для двух сопран и альта или для двух теноров и баса" (Санкт-Петербург, без обозначения года); "Руководство к преподаванию хорового пения" (Москва, 1894). В литературе о русском церковном пении имеют значение статьи Воротникова: "Заметки по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии" (Труды 1-го Археологического съезда в Москве 1869 г., Москва, 1871, т. II); "Церковное пение в настоящее время" ("Московские Ведомости", 1876, № 48). В первой из них он является сторонником унисонного пения, как чрезвычайно величавого, умилительного и наиболее носящего истинно-церковный характер. - См. Антон Преображенский , "Павел Максимович Воротников и его статьи по церковному пению" ("Русская Музыкальная Газета", 1902, № 41, 44; здесь приведены автобиографическая записка и письма Воротникова к священнику Д. Разумовскому ); В. Металлов "Очерк истории православного церковного пения в России" (Москва, 1900); М. Лисицын "Современная и новейшая церковная музыка" ("Музыка и Пение", 1903). Г. Т.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».