Игровой тест «Русская история в портрете»

Учебное видео: от идеи до воплощения

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Горностаевы (архитекторы)


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Горностаев Иван Иванович

Горностай

Горностаев Алексей Максимович

Горнфельд Аркадий Георгиевич

Горновские

Горны

Горловы

Горняковские

Горлов Иван Яковлевич

Городенские

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Горностаев - фамилия двух архитекторов. 1) Алексей Максимович Горностаев, истинный возродитель национального стиля в новейшем русском зодчестве, родился в 1808 г., в Ардатовском уезде, Нижегородской губернии, на Выткинском железном заводе г. Баташова, где отец его служил главноуправляющим. Получив домашнее воспитание, молодой Горностаев вступил в 1823 г. на гражданскую службу копиистом в одно из ардатовских присутственных мест и продолжал ее, по переселении своем, в 1826 г., в Санкт-Петербурге, но недолго: художественные наклонности, проявившиеся в нем еще с детства, влекли его на иное поприще; поэтому, вышедши в 1827 г. в отставку, он снискивал себе средства к жизни сначала раскрашиванием картинок для магазинов, рисованием торговых этикеток и т. п., а потом сотрудничеством у П.П. Свиньина , по его художественным изданиям. С этим литератором объезжал он три года подряд (в 1826-м, 27-м, 28-м годах) разные местности России, причем изучал и срисовывал встречавшиеся на пути памятники русской древности и прочие достопримечательности; по окончании же поездок учился чертить и рисовать в Москве у архитектора Джиральди. В 1829 г. поступил в царскосельское дворцовое управление архитекторским помощником к профессору А.П. Брюллову ; в 1831 г. участвовал в постройке по его проекту Михайловского театра в Санкт-Петербурге; в 1834 г. вышел в отставку и отправился, на собственный свой счет, за границу, с целью пополнить свое артистическое образование. Посетив главные города Германии и добравшись, через Швейцарию, в Италию, писал в Риме акварельные виды внутренностей замечательных церквей, изучал в Сицилии памятники византийско-арабского зодчества и сочинил проект реставрации храма Юпитера в Помпее. За эти работы Академия Художеств в 1838 г. присудила ему звание академика. После того он, в течение двух лет, служил в строительной комиссии по возобновлению Зимнего дворца, работая в ней снова под руководством А.П. Брюллова; в 1843 г. по конец своей жизни состоял архитектором министерства внутренних дел и, кроме того, с 1845 по 1847 г. - архитектором капитула орденов. В 1849 г., за составленный им проект великокняжеского дворца, Академия Художеств возвела его в звание профессора. В 1858 г. она пригласила его на должность преподавателя начертательной геометрии, перспективы и теории теней в ее классах - должность, которую он и занимал до своей смерти, последовавшей в 1862 г. Практическая архитектурная деятельность Горностаева резко разделяется на два периода. В течение первого, занимаясь строительными работами по тем ведомствам, в которых служил, а также постройками для частных лиц, он держался общераспространенного стиля эпохи возрождения и отчасти помпейского вкуса (дом бывший Шишмарева , на Невском проспекте, дача графа Орлова-Денисова в Коломягах, близ СПб., больница для чернорабочих, римско-католический коллегий, перестроенный из бывшего дома поэта Державина ). Но в конце 1840-х годов его талант принял совершенно иное направление, благодаря представившимся новым задачам, а именно принятой им на себя постройке церквей и монастырских зданий на острове Валаам и в Троицко-Сергиевской пустыне близ СПб. Изобретая для этих сооружений такие формы, которые соответствовали бы их характеру более, чем формы банального ренессанса или казенного псевдовизантийства Тона , Горностаев прибег за образцами к отечественной архитектурной старине, но не копировал ее памятников рабски, а самостоятельно разрабатывал их данные и гармонично комбинировал их с элементами нечуждого им романства. Таким образом он создал тип построек, весьма изящных, вполне проникнутых русским духом, и открыл для последующих художников путь к дальнейшей разработке стиля, служащего прямым продолжением древнерусского зодчества. В этом стиле сооружены им на Валааме церковь святого Николая на Крестовом островке (1849 - 51), святые ворота и часовня на главном острове, церковь в скиту, гостиница для приезжих богомольцев, церковь на Предтеченском острове и кельи на Никольском острове (все это - до 1859 г.); в Троицко-Сергиевской пустыне Горностаеву принадлежат прелестная церковь при трапезе (с применением стиля византийско-арабских базилик Палермо, 1860) и святые ворота с двумя корпусами келий. Кроме того, им построена в Санкт-Петербурге часовня на Невском проспекте, у Гостиного двора, и превращен в характерное здание древнерусского стиля безобразный дом подворья Троицко-Сергиевой лавры. Наконец, им составлены проекты усыпальницы князя Пожарского в Суздале и православного собора в Гельсингфорсе, осуществленные уже по кончине даровитого зодчего его учениками. Подробная биография Горностаева напечатана В.В. Стасовым в журнале "Вестник изящных искусств", т. VI. 2) Иван Иванович Горностаев, племянник предыдущего, родился в 1821 г., получил общее образование в 3-й санкт-петербургской гимназии, а специальное - в Академии Художеств, которую посещал с 1842 по 1846 г. в качестве вольноприходящего ученика. Получив в ней две серебряные медали, вышел из нее с званием неклассного художника и предпринял на свой счет путешествие в чужие края. Провел несколько лет в Италии, преимущественно в Риме, потом посетил Грецию, Европейскую Турцию, Малую Азию, Палестину и Египет, а оттуда, через Париж и Германию, возвратился в Петербург, в 1851 г. Шестилетнее странствование в странах, усеянных художественными памятниками разных времен и народов, обогатило его познаниями по части истории изящных искусств, которая сделалась с тех пор любимым предметом его занятий. В 1854 г. за представленный в Академию Художеств проект главного почтамта в столичном городе он получил звание академика; в 1856 г. поступил на службу в Императорскую публичную библиотеку, в которой и оставался до 1864 г.; в 1858 - 59 годах ездил в разные местности Новгородской и Псковской губернии для художественно-исторических изысканий, главным образом для выяснения характера ганзейской эпохи древнерусского зодчества; в 1864 г. совершил, с подобной же целью, поездку по западным губерниям России. Результатом этих путешествий было множество чертежей, рисунков и обмеров древних зданий и несколько статей, помещенных Горностаевым в "Записках" археологического общества. В 1860 г. он получил в Академии Художеств кафедру истории изящных искусств и вскоре составил и издал литографированные записки - первое самостоятельное и дельное сочинение по этому предмету на русском языке, за которое Академия Наук присудила автору Демидовскую премию. В 1860 г., участвуя в конкурсе по составлению памятника тысячелетию России, Горностаев получил за свой проект вторую премию. В 1867 г. он занял должность архитектора при Санкт-Петербургском университете и оставался в ней до самой своей смерти, последовавшей в 1874 г. Главные архитектурные работы этого художника - устройство в Императорской публичной библиотеке новой читальной залы в римско-итальянском стиле и особого кабинета во вкусе средневековых монастырских рефекториев, назначенный для хранения первопечатных иностранных книг; памятник М. Глинки , над его могилой в Александро-Невской лавре; перестройка верхнего этажа так называемого здания Jeu de paume для Санкт-Петербургского университета, и проект собора в византийско-романско-русском стиле, составленный для Бабаевского монастыря костромской епархии (выполненный уже по кончине сочинителя). Вообще Горностаев, при своей скромности, неискательности и житейской непрактичности, не имел многочисленных и особенно выгодных архитектурных заказов, хотя и трудился постоянно над составлением разных проектов и производил различные постройки. Во всем, что сделано им по этой части, заметно мало самостоятельности и богатой фантазии; зато почти повсюду отразились его деликатный вкус и основательное знание стилей. Самую существенную его заслугу составляет преподавательская деятельность: своими лекциями в академии и изданием руководства к истории искусства он много способствовал распространению знакомства с этой наукой в среде не только русских художников, но и любителей изящного; сверх того, он принес большую пользу устройством (1870) и рациональным ведением художественно-промышленных классов при санкт-петербургской рисовальной школе для вольноприходящих. А. С-в.

См. также статьи:
Горностаев Алексей Максимович ;
Горностаев Иван Иванович .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2016
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»