Гальберг - фамилия двух русских художников: 1) Самуил Иванович Гальберг, скульптор (1787 - 1839); семи лет от роду был привезен в Петербург и определен в воспитанники Академии Художеств. Учась в ней с редким прилежанием и пользуясь, по части ваяния, руководством профессора И.П. Мартоса, он получил четыре серебряные медали за успехи в рисовании и лепке, поощрительную золотую медаль на счет сенатора М.Н. Муравьева и малую золотую медаль (в 1807 г., за исполненный по программе барельеф "Анания, Азария и Мисаил пред Навуходоносором"), а при окончании академического курса, в 1808 г., был удостоен большой золотой медали (за барельеф "Марфа Посадница приводит к своему деду, Феодосию, жениха своей дочери"). Последняя из этих наград давала ему, вместе с чином XIV класса, право ехать в чужие края для дальнейшего развития своего таланта, с содержанием от правительства; но, ввиду тогдашнего политического положения Европы, отправка пенсионеров академии за границу была вообще приостановлена. Наконец, в 1818 году он отправился в путешествие и, через Штеттин, Берлин, Дрезден, Вену, Триест и Венецию, прибыл в Рим. Устроившись здесь, Гальберг принялся усердно работать, пользуясь при этом советами знаменитого Торвальдсена; исполнил статуи: "Ахиллес", "Изобретение музыки" (находятся в Эрмитаже), "Граф Остерман-Толстой, раненый при Кульме" и "Дитя, пускающее мыльные пузыри" (находятся в музее Академии Художеств), а также большое количество портретных бюстов (архитектора В. Глинки, посланника Италинского , госпожи Мальцовой, В. Корсаковой, княжны А.П. Волконской , княгини Трубецкой и других), и в этих занятиях провел десять лет. По возвращении своем в Петербург, в 1828 г., вскоре занял в академии место преподавателя скульптуры, с званием адъюнкта, в 1831 г. был назначен исправляющим должность профессора 2-й степени, а в 1836 г. утвержден в этом звании без исполнения программы, обыкновенно требующегося для его получения, как художник, уже снискавший себе известность прежними трудами. Из произведений, исполненных им по приезде из чужих краев, в особенности достойны внимания изваяния двух ангелов, для портика Троицкой церкви, что в Измайловском полку (в настоящее время сильно искаженные многократными поправками), статуя сидящей императрицы Екатерины II для конференц-залы Академии Художеств (впоследствии вырублена из мрамора профессором Бродским ), бюсты президента академии А. Оленина, скульптора И. Мартоса, гр. Каподистрии, баснописца Крылова и А.С. Пушкина, надгробный памятник живописцу Сильв. Щедрину, в Сорренто (за смертью Гальберга окончен А. Ивановым и Ставассером ), модели монументов Карамзина, в Симбирске (выполненного ими же), и Державина, в Казани (выполненного Рамазановым и Климченкой ). Как эти, так и римские работы Гальберга свидетельствуют, что это был художник, обладавший не столько живостью фантазии, сколько знанием природы и антиков, строго обдумывавший свои задачи и глубоко вникавший в сущность изображаемого. Поэтому ему особенно удавались портреты, в которых он удивительно точно передавал и внешние черты, и индивидуальный характер, и выражение, наиболее свойственное позировавшим пред ним лицам. Своей преподавательской деятельностью он принес значительную пользу русскому искусству, образовав многих учеников, в том числе даровитых П. Ставассера, Н. Рамазанова, А. Иванова и К. Климченко. Его любопытные заграничные письма и записки изданы В.Ф. Эвальдом в виде приложения к журналу "Вестник изящных искусств" за 1884 г. - 2) Иван Иванович Гальберг (1782 - 1863), брат предыдущего, архитектор, воспитание получил в Академии Художеств, сначала состоял помощником при известном Кваренги , потом служил при кабинете Его Императорского Величества и участвовал в постройке Михайловского дворца, Александринского театра и некоторых других капитальных зданий в Петербурге; получил от академии в 1840 г. звание академика, а в 1842 г. - профессора 2-й степени; несколько лет преподавал архитектуру и занимал должность профессора строительного искусства в институте инженеров путей сообщения и строительном училище. А. Сомов.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».