Дельвиг (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины, к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.
Окончив в 1853 г. работы по сооружению московского водопровода, Дельвиг принялся за ученые работы по вопросу о водоснабжении. Результатом его трудов явилось сочинение "Руководство к устройству водопроводов", напечатанное в 1857 г. (удостоенное Демидовской премии) и обнимающее собой теоретическую разработку вопросов гидравлики, имеющих связь с водоснабжением, с дополнениями на основании собственной практики автора. Кроме того, Дельвиг в 1842 г. отличился устройством Варениковской переправы через реку Кубань, на левом берегу которой расположены были враждебные России натухайцы, за что был назначен состоять при главноуправляющем путями сообщений графе Клейнмихеле . По поручению главноуправляющего Дельвиг составил проект постоянного моста через Днепр в Киеве, построил шоссейные дороги от Померанья до Едрова и от Малоярославца до Бобруйска. В Венгерской кампании участвовал в качестве инспектора военных сообщений нашей армии. С 1861 по 1871 г. Дельвиг как главный инспектор и начальник железных дорог принял участие в постройке железных дорог, причем в течение этого периода выстроена большая часть существующей ныне сети железных дорог в России. Дельвиг был первым председателем образованного при его участии русского технического общества и ему принадлежит заслуга по устройству первых железнодорожных школ, возникших по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железнодорожными обществами. В Москве, при участии нескольких железных дорог, учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. С 1867 по 1871 г. Дельвиг председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором в 1887 году. Научные труды его, отдельно изданные: "Руководство к устройству водопроводов" (1857); "О снабжении Москвы водой" (1857); "Водопроводы в России" (1860) и другие. Также статьи в "Журнале путей сообщения" 1856 - 1866 годов Дельвиг оставил интересные и правдивые "Мои воспоминания" (издание Московского Публичного и Румянцевского музеев, том I, 1912; том II, 1913); рядовой интеллигент Николаевской эпохи, Дельвиг хорошо отразил в них свое время; в них немало также бытовых подробностей и рассказов о встречах с замечательными людьми.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».