Дмитриева, Валентина Иововна - известная писательница. Родилась в 1859 г. в крестьянской семье; училась на медицинских курсах в Петербурге, получила звание врача, но практикой почти не занималась. В интересной автобиографии, помещенной в "Сборнике на память учащимся женщинам", Дмитриева дает довольно безрадостную картину своего детства. "Я была самая старшая и поэтому должна была помогать матери в ее трудах и заботах. Помощь моя главным образом состояла в няньченьи моих маленьких братьев, и в течение нескольких лет я помню себя не иначе, как с младенцем на руках"... Нелегко дались и годы учения, но это не поколебало присущего Дмитриевой оптимистического отношения к жизни; ее воспоминания заканчиваются характерным для нее заключением: "Я считаю себя очень счастливой: на жизненном пути своем я встретила столько замечательно хороших людей, что одно воспоминание о них в самые трудные минуты моей жизни поддерживает во мне бодрость духа, и никакие невзгоды, никакие неудачи не могут поколебать во мне веры в человека"... Бодрость и светлый идеализм проходят яркой нитью и через сочинения Дмитриевой. Все ее герои обладают богатым запасом жизнерадостности, все "ищут другой жизни", не довольствуясь серой действительностью. Первый рассказ Дмитриевой был напечатан в 1880-х годах. С тех пор ею написано более 60 произведений, среди которых есть большие повести и романы. По плодовитости Дмитриеву можно сопоставить только с Хвощинской или Элизой Ожешко. Роднит Дмитриеву с ними и основной гуманный характер ее творчества. По глубокой преданности лучшим заветам русской литературы и органической общественности Дмитриева - писательница типично-русская. Ранние произведения Дмитриевой посвящены изображению народной жизни; народ рисуется в них с большим благожелательством, но без крайней идеализации. Впоследствии она с вниманием отнеслась и к городу, интересуясь по преимуществу рабочим людом. Вообще темы и сюжеты у Дмитриевой чрезвычайно разнообразны: она не сосредоточивается исключительно на анализе любви и семейных отношений, а откликается на всевозможные стороны жизни. Женская природа ее сказывается разве в одном - в более любовной обрисовке женских образов сравнительно с мужскими; среди ее героинь (особенно крестьянок) попадаются очень интересные, явно близкие автору; все это - яркие индивидуальности, по уму и характеру не уступающие мужчинам, успешно разрешающие для себя "женский вопрос" на деле (Спиридониха в рассказе "Ахметкина жена" и Чека в "Пчелы жужжат"). "Жизнь сложна, но к ней надо относиться просто" - эти слова одного из героев Дмитриевой можно поставить эпиграфом к ее творчеству в целом. Основная положительная черта произведений Дмитриевой - здоровая и выразительная объективность, но отсюда и их некоторый недостаток: отсутствие глубины и холодность. Ни загадок, ни проблем, ни особенных зигзагов психологии в ее творчестве нет: оно слишком просто. Достоинство Дмитриевой - чисто беллетристическая природа ее таланта. Она не описывает, а изображает, дает реальную картину, увлекает живостью рассказа, юмором, то добродушным, то злым, иногда окрашенным тенденциозностью. Дмитриева писательница старой реалистической школы; по манере письма она ближе всего стоит к Тургеневу. Большая часть ранних произведений Дмитриевой из народной жизни издана отдельно; кроме того, в отдельных изданиях имеется роман "Червонный Хутор" и три в разное время вышедших тома ее рассказов. Полного собрания ее сочинений пока нет. Е. Колтоновская.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».