Добберт (Эдуард Яковлевич) - писатель по части истории изящных искусств. Родился в Санкт-Петербурге в 1839 г. Изучал историю, между прочим, в Дерптском университете. В 1861 - 1869 годы занимался в Санкт-Петербурге преподаванием истории и соприкасающихся к ней предметов, преимущественно в частных гимназиях. В 1866 г. издавал журнал "St.-Petersburger Wochenschrift", имевший целью знакомить немецкую публику с современной и былой культурой России. Близко ознакомившись с коллекциями Императорской Академии Художеств, он совершил летом 1869 г. поездку в Новгород, Москву, Киев и Одессу, с целью изучения сохранившихся там памятников византийского и древнерусского искусства, а затем поселился в Мюнхене, где занимался в художественных музеях и в публичной библиотеке, а также слушал лекции профессоров Брунна и Месмера. Следовавшее после того девятимесячное пребывание свое в Санкт-Петербурге он употребил, главным образом, на изучение византийского и русского искусства в древнехристианском музее Академии Художеств, в других ее собраниях и в рукописном отделении Императорской публичной библиотеки. Совершив в 1871 - 1872 гг. путешествие, с ученой целью, по Италии, был допущен к чтению лекций в Мюнхенском университете, в качестве приват-доцента, но весной 1873 г. получил из Берлина приглашение на кафедры истории искусства в тамошних академиях художеств и высшей технической школе, которые занимает и поныне, пользуясь летними вакациями для ученых экскурсий в разные страны - Италию, Францию, Россию и те или другие края Германии. Во втором из вышеупомянутых учреждений был ректором в течение 1885/86 учебного года. Состоит членом совета Берлинской Академии Художеств, членом императорского немецкого археологического института, почетным вольным общником Санкт-Петербургской Академии Художеств (с 1878 г.) и членом московского археологического общества (с 1880 г.). Главные учено-литературные труды Добберта: "Die Darstellung des Abendmahls durch die byzantinische Kunst" (в "Jahrbuch. fur Kunstwissensch." А. Цана, IV т., 1871); "Das Abendmahl Christi in der bildenden Kunst bis gegen den Schluss des XIV Jahrh." (в "Repertorium f. Kunstwissensch." Г. Яничека, XIII т., 1890 и последние); "Ueber den Stul Niccolo Pisano's und dessen Ursprung" (Мюнхен, 1873); часть 7-го т. во 2-м издании "Истории образных искусств" Шнаазе, обнимающая собой средневековую эпоху Италии и крайние области западного искусства; монография о семействе Пизано, Джотто, Сиенской живописной школе, Андреа Орканья и Беато-Анджелико в издании Р. Доме: "Kunst u. Kunstler d. Mittelalters u. d. Neuzeit" (II Abth. 1 Bd.; Лейпциг, 1878) и "Der Trimph des Todes im Campo Santo zu Pisa" (в "Repertorium f. Kunstwiss.", IV т., 1881). Из прочих сочинений Добберта следует указать на ряд статей, посвященных русским художникам и способствовавших распространению в Германии правильных понятий о прошедшем и нынешнем состоянии искусства в нашем отечестве, между прочим на статьи во "Всеобщем словаре художников", выходившем в свет под редакцией Ю. Мейера, и на биографии К.П. Брюллова (в "Nordische Presse", 1871) и А.А. Иванова (в "National-Zeitung", 1881). Умер в Швейцарии в 1899 г. А. С-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».