Загоскин (Михаил Николаевич) - известный романист, родился 14 июля 1789 г. в отцовском селе Рамзае (Пензенской губернии). Научившись в родительском доме только читать да писать, Загоскин в 1802 г. отправился в Петербург, на службу по финансовому ведомству. В 1812 г. он поступил в петербургское ополчение и был ранен под Полоцком. Знакомство с князем А.А. Шаховским, который в то время служил при театре членом по репертуарной части, имело решительное влияние на дальнейшую судьбу Загоскина, открыв ему доступ к театру. В 1817 г. Загоскин вступил на службу помощником члена по репертуарной части, а в 1818 г. перешел в публичную библиотеку. Литературная деятельность петербургского периода жизни Загоскина выражается комедиями: "Проказник" (1815), "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (1815), "Богатонов, или Провинциал в столице" (1817), "Вечеринка ученых" (1817), "Роман на большой дороге" (1819) и "Добрый малый" (1830), и интермедиями: "Макарьевская ярмарка" (1817) и "Лебедянская ярмарка" (1817). Кроме того, в 1817 г. Загоскин издавал, с Похорским и Ивановым, журнал: "Северный Наблюдатель". Переехав, в 1820 г., в Москву, Загоскин попал в кружок любителей театра, особенно сблизился с С.Т. Аксаковым и Ф.Ф. Кокошкиным и так же, как в Петербурге, деятельно занимался литературой и самообразованием. Выдержав в 1821 г. экзамен на чин коллежского асессора, он в следующем году поступил чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе и исправлял должность экспедитора по театральному отделению. В 1823 г., когда директором московских театров был назначен Ф.Ф. Кокошкин, Загоскин занял место члена по хозяйственной части. В этот период он написал: "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе" (1821), "Урок холостым, или Наследники" (1822), "Деревенский философ" (1822), "Репетиция на станции" (1827) и "Благородный театр" (1827). С 1827 г. Загоскин начинает писать романы, из которых первый, "Юрий Милославский" (1829), имел необыкновенный успех и доставил автору огромную известность. Последовавшие за Юрием Милославским романы и повести: "Рославлев" (1830), "Аскольдова могила" (1833), "Кузьма Рощин" (1836), "Повести" (1837), "Искуситель" (1838), "Тоска по родине" (1839), "Кузьма Петрович Мирошев" (1841), "Брынский лес" (1845) и "Русские в начале XVIII столетия" (1848), ничего не прибавили к его славе. В 1831 г. Загоскин был назначен директором московских театров и вскоре избран в члены российской академии. В 1842 г. он был сделан директором московской Оружейной палаты. В последние годы своей жизни Загоскин издавал сборник: "Москва и москвичи", посвященный прошлому и настоящему древней столицы. Последними произведениями Загоскина были комедии: "Поездка за границу" (1850), "Заштатный город" (1850) и "Женатый жених" (1851). Умер в 1852 г. По количеству написанного Загоскин - один из плодовитейших писателей наших; по силе таланта он принадлежит к числу второстепенных и в наше время почти совсем забытых авторов. Только "Юрий Милославский" находит себе еще читателей среди юношества или грамотных простолюдинов. Всеобщий восторг, вызванный этим романом в современниках, более всего объясняется тем, что это был первый исторический русский роман. Как романист, Загоскин подражал Вальтеру Скотту; как автор комедий, из которых многие, в свое время, имели большой успех, он шел, вслед за Шаховским, по избитой тропе французской комедии, с ее условными, устарелыми приемами. Успеху произведений Загоскина не мало способствовала самая личность автора: это был добродушнейший и искреннейший человек. В пламенном "патриотизме" известного пошиба, которым проникнуты его романы, не было ничего напускного. Лучшая биография Загоскина написана С.Т. Аксаковым. Полное собрание сочинений Загоскина, с биографическим очерком и хронологическим перечнем всего им написанного, вышло в 1889 г. в Санкт-Петербурге, в 7 томах. А. О. К.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».