Калмыков (Петр Давыдович, 1808 - 1860) - выдающийся профессор права; учился в Cанкт-Петербургской третьей гимназии и Санкт-Петербургском университете, где изучал классическую филологию, но избрав, по приглашению Сперанского, предметом своих занятий юридической науки, вместе с Неволиным , Редкиным , Н. Крыловым и другими послан был в 1828 г., для приготовления к профессуре, сначала в Дерпт, затем за границу, где слушал Гегеля, Ганса, Савиньи и Эйхгорна. По возвращении в Россию, защитил тезисы на степень доктора права и в 1835 г. назначен был в Санкт-Петербургский университет профессором по кафедре энциклопедии законоведения и русского государственного права. Кроме того, Калмыков с 1838 г. преподавал уголовное право в училище правоведения и с 1850 г. историю русского права в Александровском лицее; с 1840 по 1849 г. был и директором первой Cанкт-Петербургской гимназии, с 1855 г. - деканом юридического факультета. Свою профессорскую деятельность Калмыков начал в такую эпоху, когда наука права в России еще не существовала. Его лекции по энциклопедии права, проникнутые строго философским характером, были своего рода откровением и побудили даже сенаторов пригласить Калмыкова прочесть им приватный курс. Преподавание русского государственного права возложено было на Калмыкова только вследствие соединения этого предмета с энциклопедией законоведения в одной кафедре; разработка его была для Калмыкова делом второстепенным, тем не менее и здесь он сделал немало и собрал много материалов, в особенности по внешней истории русского права, которую он в последние годы своей деятельности преподавал и в университете. Любимым предметом для Калмыкова было уголовное право. Его курс уголовного права, при полноте содержания, ясности и сжатости изложения, представлял собой самостоятельно продуманный и систематический анализ как теоретических начал уголовного права, так и русского уголовного законодательства. Калмыков принадлежал к той фракции криминалистов-гегельянцев, которые старались смягчить суровые выводы своего учителя началом целесообразности. Всего драгоценнее в его лекциях было теплое чувство человечности и глубокое уважение к началу законности. "Всегда серьезный, почти мрачный" - пишет о Калмыкове один из его бывших слушателей ("Русской Старины", 1886, 4) - "он поражал нас сдержанно-страстным отношением к своему предмету, выражавшимся во всем - в голосе, в тоне, в образной речи, в пафосе, с которым он говорил об уважаемых им ученых или восставал против несимпатичных ему форм уголовной кары, например против смертной казни, против телесного наказания и наложения клейм (что, в тогдашнее время, было не совсем безопасно для профессора). Он, очевидно, хотел передать слушателям не только свои сведения, но и свое настроение". Напечатать он успел немногое. В своей речи "О символизме права вообще и русского в особенности" (Санкт-Петербург, 1839) Калмыков доказывал, что наука права есть наука опытная, не только в положительной своей части, но и в философской, так как основные ее начала открываются путем исторических изысканий. Статья Калмыкова "О литературной собственности вообще и в особенности об истории прав сочинителей в России" ("Журнал министерства народного просвещения", 1851, № 10, 11 и отдельно) составляет начало большого, не довершенного труда, интересное, по богатству библиографических указаний, и для историка литературы. Ему принадлежит еще "Воспоминание о К. Фр. Эйхгорне" ("Журнал министерства народного просвещения", 1855, № 5). Уже после смерти Калмыкова, А. Любавский издал, по лекциям, его "Учебник уголовного права" (Санкт-Петербург, 1866).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».