Каменский, Анатолий Павлович - беллетрист. Родился в 1877 г., окончил курс юридического факультета в Санкт-Петербургском университете, некоторое время служил в министерстве финансов. С конца 1890-х годов помещал повести и рассказы в "Мире Божьем", "Образовании", разных альманахах. Они собраны в 3 томах ("Рассказы", Санкт-Петербург, 1907 - 1910). Сверх того, вышли отдельно: роман "Люди" (Санкт-Петербург, 1910), "Легкомысленные рассказы" (Санкт-Петербург, 1910), "О свободном человеке. Опыт послесловия к некоторым своим произведениям" (Киев, 1910). Имя Каменского тесно связано с годами усиленной разработки в русской беллетристике "половой проблемы" (1906 - 1908). Горячечная возбужденность 1905 г., задержанная в своем естественном течении, пошла тогда по путям совершенно неожиданным и большей частью крайне печальным. Перед нами спад безумно высоко поднявшейся волны, чад головешек недавнего величественного пожара "горящих зданий". Одним из этих болезненных проявлений ухода возбужденности начала века в сторону наименьшего сопротивления был период успеха "оргазма", Санинства, "огарков". Каменский был тогда зачислен возмущенной критикой в разряд прямых "порнографов". Это не вполне верно. Многие рассказы Каменского стоят совершенно в стороне от "половой проблемы", написаны вполне целомудренно, как, например, "На даче" и другие, или рассказы, в которых оригинально поставлен вопрос об объединении всех одиноких людей. Заслуживает своей репутации разве известный рассказ "Леда", героиня которого проповедует, что красивые женщины должны ходить голыми. Но в другом, тоже очень известном рассказе - "Четыре" - скользким можно назвать только самый сюжет: как некий молодой поручик в один день "победил" четырех женщин самых различных слоев общества, в том числе серьезную учительницу математики и беременную попадью. Однако в разработку этой темы Каменский внес серьезность, и получилась не пикантность, а настоящий трагизм. Правдиво подмечен в женщинах рассказа момент полного помутнения сознательности под напором темного инстинкта и того своеобразного паралича воли, которым и пользуется несокрушимая самоуверенность "победителя". В дальнейших своих вещах Каменский отошел от этого серьезного отношения к скользким темам, и особенно в неудачном романе "Люди" гораздо больше стремления оправдать те ожидания, с которыми публика подходила к его произведениям, чем подлинной, хотя и очень злой и страшной правды "Четырех". С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».