Маковские, семья художников. 1) Константин Егорович Маковский, сын известного Московского любителя искусства, одного из основателей училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского (1800 - 86). Родился в Москве, в 1839 г.; 12 лет поступил в упомянутое училище, где его наставниками были М. Скотти , С. Зарянко и В. Тропинин; в 1857 г. получил малую серебряную медаль от Академии Художеств. В 1858 г. переселился в Петербург и поступил в ученики академии; первая выставленная картина Маковского - "Исцеление Христом слепых" (1860). В 1861 г. награжден малой золотой медалью за картину: "Агенты Димитрия самозванца убивают Федора Годунова". По получении этой награды, Маковскому предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он, вместе с 12 товарищами, недовольными отказом в выборе конкурсных задач, по собственному усмотрению, вышел из академии со званием художника 2-й степени и принял участие в учреждении художнической артели; членом ее оставался недолго. В 1867 г., за картины: "Бедные дети" (у Д.В. Стасова, в Петрограде) и "Селедочница" и за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) - академик, в 1869 г. за картину: "Балаганы на Адмиралтейской площади" (в музее Александра III) - профессор. В 1876 г. ездил на Балканский полуостров и в Египет. Многочисленные произведения Маковского - портреты и картины историко-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания - быстро составили ему известность. Выставлял с 1879 по 1883 г. на выставках передвижников, впоследствии устраивал отдельные выставки. Некоторые картины Маковского были выставлены в Париже и в Северо-Американских Соединенных Штатах. С 1898 г. - действительный член Академии Художеств. Эффектная ловкость композиции и освещения, экспрессивный, хотя недостаточно верный рисунок, блестящий, но чересчур цветистый и слащавый колорит, мастерство выписки костюмов и прочих аксессуаров отличают работы Маковского, между которыми, сверх вышепоименованных, главные: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова, в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876; в Музее Александра III, повторение в Аничковом дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879; в Музее Императора Александра III), "Свадебный пир в боярской семье" (1883; в Америке), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), "Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), "Поцелуйный обряд" (1895; в Музее Императора Александра III), 6 декоративных панно для дома фон-Дервиза , в Петрограде ("Амуры-садовники" и "Башня вод"), портреты: А.С. Даргомыжского, сенатора Веймарна . А.Е. Тимашева , жены художника с детьми, графа Муравьева-Амурского , графа С.Р. Строганова, певца О. Петрова, А.Н. Островского, Н.И. Костомарова, Д.В. Григоровича и другие. - 2) Владимир Егорович Маковский, брат предыдущего. Родился в Москве, в 1846 г. Художественное образование получил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1869 г., за картину: "Крестьянские мальчики стерегут лошадей", классный художник 1-й степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию; а в 1878 г., за картину: "Любители соловьев" (в Третьяковской галерее), академик. С самого учреждения товарищества передвижных выставок был деятельным его членом. Состоял преподавателем Московского училища живописи и ваяния. В 1894 г. назначен профессором-руководителем мастерской Академии Художеств, затем - ректором высшего художественного училища академии. В 1902 г. устроил, одновременно с Е. Волковым, выставку своих произведений. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества, мастерски владея рисунком, Маковский занял, по смерти Перова, выдающееся место среди русских жанристов. Он изображает преимущественно сцены из быта низшего и среднего сословий, остроумно задуманные, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в офорте. Огромное количество его картин рассеяно по домам любителей искусства; некоторые из них в Третьяковской галерее и в Музее Императора Александра III. Наиболее характерные из них: "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии", "Крах банка" (1881), "Оправданная" (1882), "Семейное дело" (1884), "Материалист и идеалист" (1900). - 3) Николай Егорович Маковский (1842 - 1886), брат предыдущих. Получил образование в Московском архитектурном училище дворцового ведомства и в Академии Художеств по отделению архитектуры; получил звание свободного художника с правом производить постройки. Пристрастившись к живописи, стал писать перспективные виды и пейзажи. За "Вид церкви в селе Дьякове", классный художник 3-й степени, за "Вид Москвы" классный художник 2-й степени. В 1874 г. ездил на Восток. Большая часть его масляных картин и акварелей появлялась на передвижных выставках. Могут быть отмечены: "На пашне в Малороссии", "Крутицкие ворота в Москве", "Улица в Каире", "Около Нижнего Новгорода" (в Третьяковской галерее), "Внутренность Благовещенского собора в Москве" (в Музее Императора Александра III) и "Ярмарка в Малороссии". - 4) Александра Егоровна Маковская (умерла в 1915 г.), сестра и ученица предыдущих. Кроме масляной живописи, занималась офортом. В Третьяковской галерее ее картина: "В окрестностях Петербурга". - 5) Александр Владимирович Маковский, сын 2-го (родился в 1869 г.). Учился в Академии Художеств. Работы его появляются, главным образом, на выставках товарищества передвижников. С 1911 г. - академик живописи, с 1913 г. - профессор классов высшего художественного училища академии. - 6) Сергей Константинович Маковский, сын 1-го (родился в 1878 г.). Основатель и редактор-издатель журналов "Аполлон" (с 1909 г.) и "Русская икона" (с 1914 г.). Написал "Страницы художественной критики" (3 книги, Санкт-Петербург, 1906 - 1913). Издал также книжку стихов (1905).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».