Сумцов (Николай Федорович) - фольклорист, из дворян Харьковской губернии; родился в 1854 г., образование получил во 2-й харьковской гимназии и на историко-филологической факультете Харьковского университета; в 1878 г. защитил pro venia legendi диссертацию по книге В.Ф. Одоевском и стал читать, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1880 г. защитил магистерскую диссертацию "О свадебных обрядах, по преимуществу русских", а в 1885 г. докторскую "Хлеб в обрядах и песнях". Состоит ординарным профессором Харьковского университета и членом совета попечителя харьковского учебного округа. В разных изданиях, преимущественно в "Киевской Старине", "Этнографическим Обозрении", "Сборнике Харьковского Историко-филологического Общества", Сумароков напечатал около 300 исследований, статей и заметок, научных и публицистических. Из работ его по истории русской литературы главные: "Иоанникий Галятовский" ("Киевская Старина", 1884), "Князь В.Ф. Одоевский" (Харьков, 1884), "Лазарь Баранович" (Харьков, 1885), "Речь Ивана Мелешка как литературный памятник" ("Киевская Старина", 1894), "А.С. Пушкин" (Харьков, 1900). Ему принадлежит ряд монографий о легендах, повестях, былевых мотивах, думах: "Очерк истории колдовства в Европе" (Харьков, 1878), "О свадебных обрядах" (Харьков, 1881), статьи о писанках, о культурных переживаниях, о проклятиях (по преимуществу в "Киевской Старине"). По истории искусства выделяется монография Сумцова "Леонардо да Винчи" ("Сборник Харьковского Историко-филологического Общества", 1900). Сумцов написал также ряд статей по педагогике; под его редакцией составлено "Пособие для устройства научных и литературных чтений" (Харьков, 1895 и 1896). Академия Наук несколько раз поручала ему рассмотрение научных работ, представленных на Макарьевскую и Уваровскую премии. Он состоит председателем историко-филологического общества при Харьковском университете (из 12 изданных обществом томов "Сборника" 11 редактированы Сумцовым); стоял во главе комиссии по устройству публичных чтений для женщин; в 1892 г. по его инициативе возник педагогический отдел при историко-филологическом обществе и начато издание "Трудов" этого отдела; деятельно участвует в работах издательского комитета Харьковского общества грамотности (составил несколько брошюр для народного чтения); несколько четырехлетий состоит главным Харьковской городской думы. В настоящем словаре Сумцов помещает статьи по малорусской и югославянской этнографии и словесности.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».