Сютаев (Василий Кириллович) - крестьянин Тверской губернии, Новоторжского уезда, деревни Шевелиной, основатель религиозно-нравственного учения, последователи которого получили название "сютаевцев". Сютаев основал свое учение единственно на Новом Завете, который (в русском переводе) он знал наизусть. Главное, в глазах Сютаева - взаимная любовь среди людей. "Истинное христианство в любви - где любовь, там и Бог". Все нынешние неустройства жизни, по мнению Сютаева, происходят от недостатка любви среди людей; от того же зависит и величайшая несправедливость - война. Достигнуть счастья люди должны на земле: "Что там будет, - говорил Сютаев, - не знаю, на том свете не был". К осуществлению своего идеала Сютаев стремился путем самосовершенствования. Как и сам Сютаев, его последователи стараются жить безупречно, говорить всегда правду, делиться всем и со всеми. Сютаевцы, не занимаясь специально пропагандой, охотно всем сообщают свои взгляды на жизнь. Он чужды аскетизма и мистицизма; замечательно среди них отсутствие суеверий. Отношение их к окружающему миру, хотя и отрицательное, но не враждебное; они считают несогласных с ними людей только заблуждающимися. Сютаевцы не ходят в церковь, не признают таинств, не поклоняются ни иконам, ни святым, не признают мощей, не постятся, дома не справляют никаких богослужений, молитв и треб, отрицают присягу. На Сютаева и его учение впервые было обращено внимание в 1876 г., когда возникло судебное дело по обвинению Сютаева местным духовенством в некрещении внука. Вскоре затем сын Сютаева при поступлении в военную службу отказался присягать и брать оружие. В литературе впервые было сообщение о Сютаеве в "Тверском Вестнике". В 1881 г. Сютаева посетили А.С. Пругавин и граф Л.Н. Толстой; впоследствии Сютаев не раз бывал у Толстого в Москве. Умер Сютаев в 1890-х гг., имея от роду более 70 лет. Портрет Сютаева работы Репина в Москве, в Третьяковской галерее ("Сектант"). Строгие требования, которые учение Сютаева ставит своим последователям, препятствовали, по-видимому, его распространению. Пругавин считает "сютаевцев" несколькими десятками, хотя сочувствующих им среди окрестных жителей много. См. "Тверской Вестник", 1880, № 26 - "Новая религиозная секта в Тверской губернии"; № 39 - перепечатка "корреспонденции из "Торжка" в газету "Молву" (1880, № 245); "Тверской Вестник", 1881, № 23 - "Два слова о сютаевцах", ст. А.С. Пругавина; "Русская Мысль", 1881, № 10 и 12, 1882, № 1 ст. А.С. Пругавина - "Алчущие и жаждущие правды". Д. Р.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».