Игровой тест «Русская история в портрете»


Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Станюкович Константин Михайлович


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Станюкович Александр Михайлович

Станюковичи

Станчов Димитрий

Старженские

Станкевичи

Старжинские

Станкевич Николай Владимирович

Старицкий Егор Павлович

Станкевич Иван Николаевич

Старицкий Михаил Петрович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Станюкович (Константин Михайлович) - известный писатель. Родился в 1844 г. в Севастополе, где в то время проживал его отец, суровый адмирал старого типа. Учился сначала в пажеском, затем в морском корпусе и уже 16 лет был отправлен в кругосветное плавание. В 1863 г. начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов , послал Станюковича из Сингапура в Петербург курьером, с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру. При больших связях отца и благосклонном отношении высших чинов морского ведомства, молодому, способному моряку предстояла блестящая карьера. Но его тянуло в другую сторону. Он рано начал читать и движение 1860-х гг. всецело его охватило. Несмотря на то, что во флоте веяния эпохи реформ были особенно сильны и традиции прежнего жестокого обращения с матросами постепенно исчезали, Станюкович решил бросить службу. Для того, чтобы получить отставку, надо было заручиться согласием отца, который ни за что не хотел расстаться с заветной мечтой доставить сыну блестящее служебное положение. Пришлось выдержать упорную борьбу со старым адмиралом, пока от него, наконец, получилась телеграмма: "Против течения плыть не могу. Согласен". Станюкович вышел в 1864 г. в отставку с чином лейтенанта и один год провел в Муромском уезде, Владимирской губернии, в качестве народного учителя. На литературное поприще Станюкович выступил еще в 1861 г. очерками из кругосветного плавания в "Морском Сборнике" (отд. изд., Санкт-Петербург, 1867), затем принимал участие в "Искре", "Будильнике", "Эпохе", "Женском Вестник" и газете "Гласность". Не особенно обильные литературные заработки и женитьба заставили Станюковича поступить на частную службу по акционерным обществам, которую он оставил только в 1870-х гг., когда упрочилось литературное его положение. Знакомство с деловым миром дало ему, между прочим, материал для пьесы: "На то щука в море, чтобы карась не дремал", которая по особому ходатайству железнодорожных дельцов была запрещена накануне представления (1871). Литературную известность Станюкович приобрел в 1870-х гг. рядом помещенных в "Деле" рассказов и романов: "Без исхода", "Два брата", "Омут" и др. Легко и интересно написанные, в известном прямолинейном стиле прославления "новых людей" и обличения старых традиций, эти романы очень нравились публике "Дела", воспитанной на романах Михайлова-Шеллера , Омулевского , Бажина и др. Очень нравились также легкие фельетонно-сатирические очерки текущей жизни, которые Станюкович помещал в "Деле" с 1874 по 1884 г. под псевдонимом "Откровенного писателя" и под заглавиями: "Картинки общественной жизни" и "Письма знатных иностранцев" (переписка попавшего в Россию англичанина со своей женой). Кроме "Дела", Станюкович писал воскресные фельетоны (под псевдонимом Пимен) в "Новостях", "Молве" и "Порядке". В 1881 г. Станюкович становится со редактором "Дела", а в 1883 г. приобретает его в собственность, но в 1885 г. журнал был приостановлен, а Станюкович, просидев несколько месяцев в доме предварительного заключения, был сослан административным порядком и Томскую губернию на три года. В Сибири им написаны первые морские рассказы, напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике" и "Русской Мысли". По возвращении из ссылки, Станюкович возобновил свои "Письма знатных иностранцев" в "Русской Мысли", писал фельетоны в "Сыне Отечества" ред. С.Н. Кривенки и напечатал ряд романов из современной жизни в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Русском Богатстве", "Русской Жизни", "Мире Божьем" и др. ("Откровенные", "История одной жизни", "Равнодушные", "Жрецы" и др.). Большей частью это то, что французы называют romans a clef, т. е. беллетристические портреты разных современных деятелей. Произведения Станюковича много раз выходили отдельными изданиями, а с 1897 г. печатается полное собрание его сочинений. Появилось уже 13 томов. Лучшее из написанного Станюковичем - его "морские" рассказы. Они дают ряд отдельных типов, фигур и характеров, которые, вместе взятые, составляют очень яркую картину морской жизни прежнего времени, отчасти вполне дореформенной эпохи, отчасти накануне и во время коренного преобразования морских порядков. Перед читателем проходит целая галерея суровых на вид "морских волков", в которых, однако, часто бьется очень любящее сердце. Жестокие нравы, беспощадное битье, подавление человеческой личности - в полном ходу, но это больше результат системы, чем природных свойств, и самые отчаянные "дантисты", глубоко убежденные, что без вышибания зубов нельзя поддерживать должным образом дисциплину и "морской дух", оказываются иногда людьми серьезных нравственных правил, честными и истинно-мужественными. Главная особенность морских рассказов Станюковича - отсутствие предвзятости и глубокая любовь к изображаемому быту. Даже рисуя мрачнейшие его стороны, автор все-таки в общем относится к нему, как к дорогой и родной ему стихии. Герои морских рассказов Станюковича лишены односторонности, психология их представляет собой смесь хороших и дурных свойств - и это-то и сообщает им жизненность. Любимые типы Станюковича - грозный, требовательный и ворчливый капитан или адмирал, в душе добрый и благородный; загнанный или мрачный штурман, под корой неприступной угрюмости таящий родник нежнейших чувств; ворчливый "старший офицер", как родной отец помогающий в нужде молодым гардемаринам и мичманам; суровый боцман, ругающий и дерущийся, но, все-таки, по-своему человек с определенным нравственным кодексом, презрительно отворачивающийся от льстящих ему матросов. Вперемежку идут картинки судовой жизни, с ее однообразием и скукой, редкими "гулянками" в тропических портах, эпизодами штормовых опасностей и т. д. С наибольшей любовью автор рисует "матросиков". В общем, матросы Станюковича занимают видное место в ряду народных типов нашей литературы, и санкт-петербургский комитет грамотности вполне правильно присудил за них Станюковичу, в 1896 г., золотую медаль имени Погоского. Станюкович умер в 1903 г. С. Венгеров.

См. также статьи:
Кривенко Сергей Николаевич ;
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Станюковичи .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2016
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»