Тихомиров (Лев Александрович) - публицист. Родился около 1850 г. в Донской области; в середине 70-х годов принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени "исполнительного комитета" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в "Деле", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: "Жизнь и печать" (1881, 2), "К вопросу об экономике и политике" (1881, 5), "В защиту интеллигенции" (1882, 4), "С низовьев Дона" (1882, 9 и 10), "Общественность в природе" (1882, 11 и 12), "Современное положение публицистики" (1882, 12), "Тирания политической мысли" (1883, 3) и другие. По позднейшим признаниям Тихомирова, уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х годах за границу, он стал во главе "Вестника Народной Воли" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2-му изд. книги: "La Russie politique et sociale" (1888). В общем, книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России, и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски): "Почему я перестал быть революционером" (1888; 2-е изд., Москва, 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию, где он стал деятельным сотрудником "Московских Ведомостей" и "Русского Обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров перепечатал в ряде брошюр и книжек: "Начало и концы" (Москва, 1890), "Духовенство и общество в современном религиозном движении" (1893, 2-е изд.), "Конституционалисты в эпоху 1881 г." (1895, 3-е изд.), "Борьба века" (1896), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" (1899). Как для России, так и для Европы Тихомиров видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным "социальным миражам", достаточно, по мнению Тихомирова, завести "умную и сильную полицию" ("Конституционалисты", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881 - 82 годах "Порядок" М.М. Стасюлевича , кажется Тихомирову "кликами свободолюбивых рабов, распущенных много терпеливым хозяином". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост министерства внутренних дел граф Д.А. Толстой "имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным", Тихомиров всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение "Порядка", "Голоса" и "Страны", находит, что эти представители "до крайности распущенной печати" и эти "явно противоправительственные органы требовали мер более энергических". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Тихомиров требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре: "Духовенство и общество в современном религиозном движении" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает "самочинством"; нужно только "скромное обращение к церковному учению". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова, Достоевского, Леонтьева , Соловьева , словно "они имеют даже тень церковного авторитета". Для восстановления "правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и стало быть отрешение от чувствования, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины". Католически-клерикальное желание Тихомирова устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах "Гражданина" и "Церковного Вестника". С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».