Тихонов (Алексей Алексеевич) - талантливый беллетрист, известный под псевдонимом Лугового. Родился в 1853 г. в Костромской губернии, в купеческой семье крестьянского происхождения. Под руководством иностранных гувернеров хорошо усвоил немецкий, французский и английский языки; некоторое время учился в казанской гимназии; в 1873 г., сдав выпускной экзамен в Пскове, поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но скоро его оставил, потому что по болезни отца, ему пришлось стать во главе его обширных торговых предприятий. По делам отцовской фирмы, а позднее - и других фирм, Тихонову пришлось много путешествовать по России и за границей и даже побывать в Америке. В конце 1870-х годов Тихонов самостоятельно занялся экспортом хлеба и льна за границу. Сначала дела его шли блистательно, но затем ряд осложнений и задержек в кредите привели его дела к полному расстройству, и он всецело отдался литературной деятельности. В 1890-х годах Тихонов-Луговой состоял несколько лет редактором "Нивы". В 1886 г. появилась его первая повесть: "Не судил Бог" (в "Вестнике Европы"), вслед за которой он напечатал ряд повестей, рассказов, романов, драматических произведений ("За золотым руном", "Озимь") и стихотворений, в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике", "Русской Мысли" и других изданиях. В 1895 - 1900 годах Тихонов собрал все им написанное в 4 т. "Сочинений". Первые 3 тома были представлены автором в Академию Наук на соискание Пушкинских премий и, по рецензии К.К. Арсеньева, получили почетный отзыв (см. "11-е присуждение премий имени А.С. Пушкина", Санкт-Петербург, 1896). Творчество Тихонова в общем носит напряженный характер. Он склонен к изысканности и любит эффектные положения; даже заглавия его произведений большей частью приподняты ("Между двух смутных идеалов", "Police verso", "Nocturne", "Алльмирор!", "Возврат. Роман колеблющихся настроений" и др.). Наибольший успех имело его "Police verso" (немецкий перевод в "Universal Bibliothek", Реклама). Это интересно задуманные "параллели", четыре "панно", иллюстрирующие психологию толпы. Повесть начинается описанием боя гладиаторов в римском цирке, где неистовая толпа, опуская палец вниз (police verso), требует от гладиатора-победителя смерти гладиатора-побежденного. Во втором и третьем "панно" читатель переносится в Мадрид, на бой быков, затем в Антверпен - на дебют начинающего певца, которому, несмотря на заканчивающуюся смертью болезнь, приходится петь перед публикой, сердитой на скупого антрепренера за то, что он медлит ангажементом знаменитого тенора. В четвертом "панно" действие происходит в русском провинциальном университетском городе; молодой, блестяще начавший карьеру профессор-хирург делает - отчасти потому, что соперник, старый хирург, подставляет ему ножку - неудачную операцию; больная умирает; взволнованный оператор дает сопернику пощечину; печать за это на него страшно накидывается, у него сразу падает практика, грозит удаление из университета, жена волнуется не за него, а за свою будущность - и доктор, в конце концов, застреливается. Сквозь этот калейдоскоп эпох и стран проходит одна и та же черта - беспощадная жестокость, с которой толпа, благоговея перед победителем, безжалостна к побежденному. Картины, набросанные автором, ярки и колоритны. С. В.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».