Туриан (Дуриан, Петрос, 1851 - 1872) - армянский поэт-пессимист. Родился в Константинополе, в бедной семье, получил образование в одной из местных армянских школ, где был, между прочим, преподавателем сатирик Пароньян (см.). По выходе из школы, принялся (16-ти лет от роду) за литературную работу, которую не прекращал вплоть до конца своей кратковременной жизни. Подобно большинству армянских писателей, Туриан очень нуждался, должен был брать иногда самые неподходящие для себя занятия, чтобы достать кусок хлеба и помочь своей семье (он был аптекарским учеником, служил в конторе и т. д.); одно время был актером, причем обнаружил известное дарование. Очень рано сказалась у него чахотка, быстро развившаяся под влиянием бедности и постоянных забот. Когда Туриан стал писать стихи, его трагическая участь сразу положила свой отпечаток на его поэзию. Общий колорит ее - безотрадный; иногда она напоминает несколько поэзию Надсона. Туриан оплакивает свои разбитые надежды, грезы о полезной деятельности и славе, говорит о своей близкой смерти, скорбит о том, что ему удалось так мало сделать для своего народа ("Говорят мне", "Озеро", "Моя смерть", "Ропот" и др.). Есть у него и стихотворения любовного характера, главным образом - отражающие безнадежную любовь приговоренного к смерти юноши, а также несколько вещей, затрагивающих современное положение турецких армян. Туриану принадлежит также несколько пьес, с сюжетами, взятыми из современной жизни или истории армян: "Театр", "Черные земли", "Разрушение Ани, столицы Багратидов", "Падение династии Аршакидов", "Шушан и Вард, или масисские пастухи"; пьесы эти не имеют теперь особенного значения - в них много искусственного, напыщенного и мелодраматического; но любовь Туриана к театру, его сочувствие родине и желание провести в своих пьесах благородные идеи, все это стоит вне всякого сомнения. Отдельные стихотворения Туриана переводились на русский язык О. Чюминой , К. Бальмонтом, Л. Уманцем, И. Тхоржевским, по-немецки - Артуром Лейстом. - Ср. посвященный Туриану "Критико-биографический очерк" А. Хатисова, в журнале "Кавказский Вестник" (1900, ноябрь). Ю. Веселовский.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».