Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии, учился в тульской семинарии, медико-хирургической академии и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1 московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать, под гармонику, перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе Успенский дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах Успенский изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, на удачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя Успенского в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н.Г. Чернышевского: "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта - не подкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая Успенского стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба Успенского, Решетникова , публика, а тем более критика, стали охладевать к Успенскому, который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя Успенского исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений Успенского, написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого Успенский стал печатать свои рассказы в "Отечественных Записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большей частью в незначительных изданиях. "Рассказы Николая Васильевича Успенского" вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки", в 3 томах - в 1876 г., "Очерки народного быта" - в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом Вестнике", 1889, декабрь. П. Быков.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».