Цертелев (князь Дмитрий Николаевич) - писатель, родился в 1852 г. Образование получил в 5-й московской гимназии; его сверстниками были Вл. Соловьев, Н. Кареев, А. Исаев, Писемский (рано умерший сын известного романиста, много обещавший юноша). С Соловьевым князь Ц. оставался дружен даже и тогда, когда они значительно разошлись в своих политических воззрениях. Окончив курс на юридическом факультете Московского университета, Ц. слушал лекции в Лейпцигском университете, где и получил степень доктора философии за труд о гносеологии Шопенгауэра, на немецком языке ("Schopenhauers Erkenntnisstheorie"). Шопенгауэру же посвящены и важнейшие труды князя Ц. на русском языке: "Философия Шопенгауэра. Часть I. Теория познания и метафизика" (Санкт-Петербург, 1880); "Современный пессимизм в Германии, очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана" (Москва, 1885); "Эстетика Шопенгауэра" (Санкт-Петербург, 1888). Ц. перевел из сочинений Шопенгауэра "Эристику, или Искусство спорить". Сборники стихотворений князя Ц. вышли в 1883 и 1892 гг. С 1887 по 1890 гг. Ц. состоял председателем съезда мировых судей Спасского уезда Тамбовской губернии. Был редактором "Русского Обозрения", которое основал и вел в течение 3 лет; раньше был весьма недолго редактором "Дела" и "Русского Вестника". В настоящее время Ц. пишет в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Московских Ведомостях" и др. издательства. В 1891 г. он издал перевод "Фауста" Гете (часть первая). Как философ, Ц. примыкает к Шопенгауэру и Гартману, хотя признает непознаваемость высших начал познания и бытия. "Что такое внутренняя сущность познающего, мыслящего, хотящего субъекта независимо от нашего познания - этого мы сказать не можем, так же как не можем сказать, что такое, независимо от нашего познания, сущность познаваемого материального мира. Разбирая эти вопросы, мы увидим только, что они сами по себе несообразны, так как они сводятся к вопросу, что такое непознаваемое; но если бы мы могли ответить на это, оно уже не было бы непознаваемым". Как поэт, Ц. выказал большое умение владеть формой; в его стихотворениях звучат те же ноты, которые он проводит и в своей философии. Как публицист, Ц. держался строго консервативных взглядов, но был далек от всякой агрессивности. Статьи его по поводу жгучих вопросов, например книги графа Леливы, всегда держались в сфере идей; будучи горячим патриотом, Ц. впадает в ультра-национализм. Э. Р.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».