Шаликов (князь Петр Иванович, 1768 - 1852) - писатель и журналист. Грузин по происхождению, служил сначала в военной службе, был под Очаковым и в Польше; в 1797 г. усмирял крестьянский бунт в Тульской губернии. По выходе в отставку Ш. поселился в Москве и предался исключительно литературным занятиям. Выступил как страстный поклонник карамзинского сентиментализма, да так и остался сентименталистом в течение всей своей многолетней деятельности вплоть до второй половины XIX века. Свои поэтические и прозаические произведения Ш. помещал в "Приятном и полезном препровождении времени", "Аонидах", "Ипокрене", "Московском Меркурии", "Патриоте", "Вестнике Европы", "Сыне Отечества", "Благонамеренном", "Трудах Общества любителей российской словесности при Московском университете", "Современнике" и "Москвитянине". Собрания его стихов вышли в отдельном издании в 1798 - 1801 годах, под заглавием: "Плод свободных чувствований", и в 1802 г. под заглавием "Цветы граций". В 1803 - 1804 годах вышло "Путешествие в Малороссию" и в 1805 г. - "Путешествие в Кронштадт". Обе книги написаны в подражание "Письмам русского путешественника", не содержат в себе ни одной местной черты и сплошь состоят из описания "впечатлений". В 1806 г. Ш. выступил с журналом "Московский Зритель", объявляя, что "хороший вкус и чистота слога, тонкая разборчивость литераторов и нежное чувство женщины будут одними из главных предметов внимания". За этим журналом последовали "Аглая" (1808 - 12) и "Дамский Журнал" (1823 - 33). Главным предметом последнего была "нежная чувствительность, сопряженная с моралью". Вскоре после 1812 г. Ш. в течение 25 лет был редактором "Московских Ведомостей". Нет, кажется, ни одного писателя, деятельность которого вызывала бы столько насмешек и эпиграмм. Имя Ш. стало почти нарицательным для обозначения приторной и слащавой чувствительности. Какие только названия ни прилагались к Ш.: и "вздыхалов, и кондитер литературы, и князь вралей". "С собачкой, с посохом, с лорнеткой, и миртовой от мошек веткой, на шее с розовым платком, в кармане с парой мадригалов" - таким является Ш. в изображении князя Вяземского. Портрет его сходен с этим описанием. Дошло до того, что в 1827 г. агент III отделения фон-Фок доносил Дибичу о Ш. по поводу слуха о назначении его цензором: "редактор "Московских Ведомостей" есть известный Ш., который с давнего времени служит предметом насмешек для всех занимающихся литературой. В 50 лет он молодится, пишет любовные стихи и принимает эпиграммы за похвалы. Этот Ш. не имеет никаких сведений для издания политической газеты и даже лишен природой сметливости". Произведения Ш., однако, не заслуживают такого порицания: его стихи, например, мало чем уступают стихам Карамзина. Горе Ш. в том, что он оставался сентименталистом слишком долго, после того как ложность этого направления была сознана. Деятельность Ш. может быть охарактеризована, как вырождение сентиментализма. Под влиянием, может быть, своего восточного происхождения, Ш. особенно развил характерную особенность сентиментализма - чувствительность; у него эта чувствительность тесно связана с чувственностью. В жизни сентименталист Ш. был злым и раздражительным человеком: "Ш. человек буйный, необузданный, без правил и без нравственности". Единственное произведение Ш., имеющее некоторую цену - "Историческое известие о пребывании в Москве французов 1812 г.". Кроме того, Ш. известен как переводчик Жанлис и Шатобриана. См. К.Н. Батюшков "Сочинения" (том I, примечания, стр. 435 - 437; III, примечания, стр. 679); Н. Булич "Очерки по истории русской литературы с начала XIX века" (том I, Санкт-Петербург, 1902); "Русская Старина", 1901, январь, стр. 97 - 101; "Князь П. И. Ш." (материалы для его биографии). Щ.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».