Щоголев (Яков Иванович) - малорусский поэт. Родился в 1824 г. в городе Ахтырке Харьковской губернии; учился сначала в харьковской народной школе, затем в харьковской 1-й гимназии и Харьковском университете, где товарищами его были Н.Ф. Щербина и Н.И. Костомаров. По окончании курса Щоголев служил сначала по ведомству государственного имуществ, затем секретарем харьковской городской управы; скопив небольшое состояние, он в 1871 г. вышел в отставку и вел замкнутую жизнь, уделяя часть времени на составление малорусских стихов. Скончался Щоголев в Харькове 28 мая 1898 г. Щоголев писал исключительно стихи, начиная с 4-го класса гимназии, под руководством учителя Иноземцева (брата знаменитого врача). С половины сороковых годов, под влиянием частью сурового отзыва Белинского, частью увлечения службой, Щоголев надолго совсем оставил поэзию и возвратился к ней лишь в 1876 г., в преклонном уже возрасте. В молодости Щоголев писал русские и малорусские стихотворения (напечатанные в "Молодике" Бецкого), в старости - исключительно малорусские. Литературное значение Щоголева как поэта всецело покоится на двух его сборниках: "Ворскло" (Харьков, 1883) и "Слобожанщина" (Харьков, 1898). В первом сборнике 75 стихов, во втором - 103; кроме того, несколько стихотворений было помещено в галицко-русских изданиях. Общий характер поэзии Щоголева - мрачный, пессимистический. Коренной и типичный малоросс, по наружности, складу ума и характера, Щоголев хорошо знал малорусский язык, любил свою "ахтырщину"; вместе с тем это был человек крайне консервативных убеждений. Украинофил и малорусский писатель в нем соединялись с читателем и почитателем "Московских Ведомостей". Человек очень религиозный, большой любитель музыки, Щоголев относился враждебно к науке, к знанию вообще, к идее прогресса в особенности. Все эти черты, вместе с следами старости и болезней, отразились в его стихотворениях. Главный их недостаток - наклонность к поучению, дидактический характер. Многие весьма хорошие стихотворения испорчены заключительными - морализациями. В обоих сборниках есть, однако, отличные произведения, например "У поли", "Квитка", "Бурлаки", "Хата", "Пожега", "Весна", "Запорожец", "Черевички", "Вечир", "Косари", "Мирошник" (в "Ворскло"), "Зимний ранок", "Хортыця", "Травень", "Климентовы млыны", "Барвинкова Стинка", "Нич", "В диброви", "Зимний шлях", "Субботы святого Дмытра", "Бабусина казка" (в "Слобожанщине"). По выразительности поэтического стиля и внешней красоте языка, Щоголев напоминает Аполлона Майкова, но без его разнообразия. Щоголев любит останавливаться на народных поверьях, преданиях, песнях и сказках. Лучшие его стихотворения внушены ему любовью к родине, вынесенной из молодых лет. В общем перевес берет мрачное настроение. Над обоими сборниками, в особенности над "Слобожанщиной", вышедшей из типографии накануне похорон поэта, носится грозный призрак смерти. На многих стихотворениях лежит отпечаток потери жизненных идеалов. Обратившись к поэзии в старости, после тяжелых семейных потерь, Щоголев излил в стихотворениях свои душевные горести. Одно из самых сильных и в то же время наиболее мрачных стихотворений этого рода - "Субботы святого Дмытра", ряд величественных картин шествия теней умерших, с повторением в виде припева обращения к милосердию Божию. Из этого и других позднейших стихотворений Щоголева видно, что поэт в конце своей жизни сохранил одно только религиозное упование. См. "Очерки истории украинской литературы", профессора Н.И. Петрова (указана литература) и "Южный Край", 1894, № 4602; 1898, № 5969 (указана литература) и 1900, № 6819. Н. Сумцов.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».