Яновский (Кирилл Петрович, 1822 - 1902) - замечательный педагог-администратор. Происходил из небогатой малороссийской дворянской семьи. Учился в приготовительном классе черниговского уездного училища, затем в черниговской гимназии; жил казеннокоштным воспитанником в "доме воспитания бедных дворян". Окончив курс гимназии одним из лучших учеников, Яновский в сентябре 1839 г. поступил в Киевский университет на физико-математический факультет и окончил курс в 1843 г. первым кандидатом. Крайне нуждаясь в средствах, Яновский, еще будучи студентом второго курса, стал давать уроки арифметики и географии в частном пансионе. Состоял преподавателем математики и физики в гимназиях ровенской, одесской и кишиневской; в 1856 г. был назначен инспектором этой последней гимназии, в 1862 г. - директором ее, а также директором народных училищ Бессарабской губернии. В 1871 г. назначен помощником попечителя санкт-петербургского учебного округа. Будучи принципиальным противником строго классической системы и расходясь в этом отношении со взглядами графа Д.А. Толстого , Яновский с особенным удовольствием принял в 1878 г. приглашение наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича на пост попечителя кавказского учебного округа. Здесь Яновский получил возможность шире проявить свою энергию, способность к инициативе, организаторский талант и выдающийся ум. Его деятельность была весьма плодотворна; за 22 года управления его кавказским учебным округом образование на Кавказе сильно подвинулось вперед, число средних и низших учебных заведений значительно возросло, число учительских семинарий удвоилось, сильно двинуто вперед профессиональное и сельскохозяйственное образование, благодаря организации в учительских семинариях и при сельских школах занятий по садоводству, огородничеству, пчеловодству и виноградарству (в 1883 г. организованы были занятия по садоводству при 376 школах, по огородничеству при 186 школах). Благодаря деятельному почину Яновского, несколько комиссий по различным специальностям, соответствующим различным группам учебных предметов средней школы, работали под руководством окружных инспекторов и самого Яновского над улучшением методов преподавания древних и новых языков и других предметов гимназического курса; составлялись новые учебные руководства, соответственно новым приемам преподавания; обогащались коллекции наглядных пособий, расширялись кабинеты, увеличивались фундаментальные и ученические библиотеки, вводились новые меры для подъема физического и эстетического развития учащегося юношества. В 1899 г. Яновский был вызван министром народного просвещения в Санкт-Петербург председательствовать в комиссии, которой поручено было выработать как новый устав для средней общеобразовательной школы, так и подробные программы и объяснительные к ним записки по всем предметам средней школы. Работа комиссии была почти совершенно закончена, но не получила движения за смертью Н.П. Боголепова. В 1900 г. Яновский был назначен членом государственного совета по департаменту промышленности, наук и торговли, где ему предстояло принять деятельное участие в обсуждении реформы средней школы, преобразование которой он считал делом неотложным. Из педагогических сочинений Яновского особенно заслуживает внимания его капитальный труд: "Мысли о воспитании и обучении", печатавшийся в журнале "Русская Школа" (1898 - 1899) и изданный в 1900 г. отдельной книгой. Ему же принадлежит брошюра: "Обмен и постоянное движение материи, как условие мировой жизни вообще и в частности жизни органической" (СПб., 1900). По его почину и под его руководством вышла целая серия (20 томов) научных исследований различных местностей Кавказа, естественнонаучных, географических, этнографических, лингвистических и археологических, принадлежащих перу различных преподавателей и молодых ученых, под общим заглавием: "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа". Воспоминания Яновского явились в "Русском Вестнике" 1902 г. О деятельности Яновского в качестве попечителя см. Н.Т. Попов "Деятельность управления кавказского учебного округа за последнее двадцатилетие, 1879 - 1899 годы" ("Русская Школа", 1901, № 1 - 4); Я. Пасхалов "Попечитель-педагог" (там же, № 9).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».