Билибин, Иван Яковлевич, - живописец. Родился в Петербурге в 1876 г.; окончил курс в Петербургском университете по юридическому факультету. Художественное образование получил в школе общества поощрения художеств; в Мюнхене занимался в мастерской художника Ашбэ; в мастерской кн. Тенишевой, в Петербурге, работал два года под руководством И.Е. Репина; затем пробыл три года вольнослушателем в Академии Художеств в мастерской И.Е. Репина. Билилин начал выставлять с 1900 г. на выставках "Мира Искусства", примкнув к группе художников, объединившихся вокруг этого журнала; до 1910 г. участвует в выставках "Союза русских художников", с 1911 г. выставляет на выставках "Мира Искусства"; в 1909 г. принимал участие в выставке "Салон". В 1906 г. участвовал в парижской Exposition de l'art russe; в 1907 г. выставляет в Париже и Лондоне целый ряд иллюстраций к русским народным сказкам и былинам; выставляет в Праге, Вене, Венеции, в Брюсселе в 1901 г. на международной выставке, в 1911 г. в Риме, на юбилейной международной выставке. С самого начала Билибин примкнул к группе художников-сказочников, искавших вдохновения в русской старине, пытавшихся возродить русское народное искусство; в первых своих работах он находится под некоторым влиянием старших представителей этой группы, В. Васнецова и Е. Поленовой , но, постепенно освобождаясь от чужого влияния, черпает силу в первоисточниках, изучает русскую деревянную архитектуру, народный орнамент, крестьянские вышивки, кружева, узоры, старинную деревянную резьбу, лубочные картинки, старинные костюмы. Прекрасный знаток русского севера, он чувствует его угрюмую природу. Большое значение для его художественного развития имели поездки его в 1902, 1903 и 1904 годах в губернии Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую, куда он был командирован этнографическим отделом Музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников древнерусской деревянной архитектуры. Талант Билибина проявился наиболее ярко в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам и в его театральных постановках. К 1899 - 1902 годам относится серия из 6 "Сказок", изданных экспедицией заготовления государственных бумаг, затем экспедицией же предпринято издание сказок Пушкина, из коих появились "Сказка о Царе Салтане" в 1907 г. и "Сказка о Золотом Петушке" в 1910 г. В 1905 г. издана былина "Вольга", а в 1911 г. - сказки Рославлева в издательстве "Общественная Польза". К тому же сказочному стилю, к тем же древнерусским орнаментальным мотивам относится постановка Билибиным оперы "Золотой Петушок" в 1909 г. в театре Зимина в Москве - постановка, проникнутая юмором веселой народной сказки и одновременно глубоким знанием народного духа. Билибиным даны также рисунки костюмов и бутафории для постановки "Бориса Годунова" в Париже в 1908 г. Знанием старины, на этот раз уже нерусской, проникнуты постановки Билибиным для "Старинного Театра". В духе французской мистерии представлено им "Чудо св. Теофила" в 1907 г., воссоздающее средневековую религиозную драму; Испанией XVII в. вдохновлены эскизы костюмов к драме Лопе де Вега "Фуэнте Овехуна", к драме Кальдерона "Чистилище св. Патрика" - театральная постановка "Старинного Театра" в 1911 г. Шутливой карикатурой на ту же Испанию веет от водевиля Гр. Сологуба: "Честь и Месть", поставленного Билибиным в 1909 г. Обладая большими техническими знаниями, Билибин очень увлекается графикой и книжными украшениями; его заставки, концовки, обложки часто встречаются в "Мире Искусства", "Золотом Руне", в изданиях "Шиповника" и "Московского Книгоиздательства". Мотивы его чисто русские: то грустные, стилизованные пейзажи далекого севера, стены древних городов, деревянные церковки, то пестрые причуды старинного орнамента. Билибин склонен и к карикатуре; это заметно в его иллюстрациях к русским сказкам и ярко проявляется в его рисунках для сатирических журналов - "Жупела", "Адской Почты", "Сатирикона". Интересны его рисунки древнерусской архитектуры, изданные в виде открытых писем "Красным Крестом", и игральные карты, изданные экспедицией. Русской архитектуре и орнаменту, костюму и утвари посвящены и статьи Билибина: "Остатки искусства в русской деревне" ("Журнал для всех", 1904, № 10), "Народное творчество севера" ("Мир Искусства", 1904, № 11), "Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII веках" ("Старые Годы", 1909, июль - сентябрь). Из произведений Билибина в Третьяковской галерее, в Москве, имеются иллюстрации к "Сказке о Золотом Петушке"; в Музее Александра III, в Петербурге, - иллюстрации к "Сказке о Царе Салтане"; в музее Академии Художеств - корнваллийские этюды. Билибин состоит преподавателем в школе Общества поощрения художеств. - См.: Александр Бенуа, "Русская школа живописи" (1904); С. Маковский, "Страницы художественной критики" (т. II, 1909); его же, "Народная сказка в русском художестве" ("Журнал для всех", 1904, № 2). С. Ростовцева.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».