Горчаков, Дмитрий Петрович, князь - сатирик (1758 - 1824). Получив хорошее домашнее воспитание, он вступил в военную службу, был адъютантом князя П.С. Гагарина , на Кубани обратил на себя внимание Суворова. В 1780 г. вышел в отставку в чине секунд-майора и занялся сельским хозяйством в Тульской губернии. Для сбыта заготовленного в его деревнях полотна Горчаков отправился к армии, где вновь встретился с Суворовым, вступил в строй и участвовал в штурме Измаила (1790). При Александре I Горчаков был таврическим губернским прокурором и правителем дел в молдавской армии, при главнокомандующем князе М.И. Голенищеве-Кутузове , с которым в 1812 г. возвратился в Петербург. В 1813 г. мы видим князя уже вице-губернатором в Костроме. В 1816 г. он вышел в отставку и последние годы жил в Москве. Горчаков слыл образованным человеком и вольтерьянцем, но, по-видимому, больше ценил в Вольтере драматурга, чем философа и политика; вольтерьянство не помешало ему встать в ряды охранителей-шишковистов. В 1807 г. он был избран членом Российской Академии, а в 1811 г. - членом беседы любителей русского слова. Впрочем, Горчаков сумел установить одинаково добрые отношения с людьми разных направлений. Его очень ценили Шишков и С.Т. Аксаков, примыкавший тогда к шишковистам, но также - и Карамзин; арзамасец Воейков в своем "Парнасском Адрес-календаре" дал ему лестную характеристику. По словам биографа, Горчаков "не обладал ни терпением, ни выносливостью, увлекался то военной службой, то сельским хозяйством, два раза выходил в отставку и, несмотря на личную храбрость и несомненные достоинства, кончил свое служебное поприще в чине коллежского советника. Литературой он также занимался урывками, от опер переходил к сатирам, писал повести, поэмы, но весьма мало заботился о распространении своих произведений, большая часть которых и осталась неизданной, отчасти по его беспечности и равнодушию к литературной славе, отчасти потому, что в его стихах было много прямых и косвенных личностей". Драматические произведения князя Горчакова, писанные еще в восьмидесятых годах XVIII в., исполнены по ложноклассическому шаблону. Достаточно перечислить несколько действующих там лиц: Пленира, Миловзор, Прелеста, Скопидом, Петиметр, Взяткин. По сумароковской традиции изобличаются кривосудье, взяточничество, крючкотворство, - иной раз не без ядовитости. Горчаков не одобрял сентиментализма и в стихах задевал "нового Стерна" - Карамзина. Однако он не избежал влияния новой литературы, и его "Российская повесть", "Пламир и Раида" написана в духе "Страданий юного Вертера". Из сочинений Горчакова наибольшим успехом пользовались его сатиры. Они широко распространялись среди тогдашних читателей и охотно списывались в заветные тетради-альбомы. В шишковистской "Беседе" князя Горчакова величали даже "нашим Ювеналом". Нельзя сказать, чтобы его сатира была очень серьезна. Автор, изобличая недостатки и уродливости общественной жизни, не задается вопросом, что их создает и что могло бы их устранить. Не мудрствуя лукаво, Горчаков отмечает в своих сатирах:
Что блеском золота дурак толпу слепит,
Что по приданому лишь ценится невеста,
Что ходит человек с способностью без места,
А с покровительством - у должности глупец,
Что деньгами достал ассессорство купец,
Что Сусликов себе лишь в пунше зрит отраду.
Кое-где в сатирах сквозит политический консерватизм, ревниво оберегающий старые устои и добрые шляхетские нравы. Но автор хорошо знал быт современного дворянского общества, искренно возмущался уродствами в общественном быту и злоупотреблениями судебными и иными, бывал способен к значительному подъему гражданского чувства и мог будить общественную мысль. В этом отношении следует отметить сатиру "Послание к князю С.Н. Долгорукову". Написанная в начале XIX столетия, задолго до грибоедовской комедии, сатира напоминает монолог Чацкого "А судьи кто?". Некоторое влияние сатиры Горчакова оказали на Пушкина-лицеиста. - Впервые произведения князя Горчакова были собраны его внучкой, княжной Еленой Горчаковой , в 1890 г.: "Сочинения Д.П. Горчакова" (М., 1890, VII+175 стр.). Но сюда не попали многие произведения Горчакова, печатавшиеся в старых журналах. - Ср. С.Н. Брайловский, "Библиографические Записки" (1892, вып. 3 - 4, ср. вып. 10); В.В. Каллаш , "Известия II Отделения Академии Наук" (1903, т. VIII, кн. 3, стр. 357 - 374); С.Н. Брайловский, "Литературный Вестник" (1904, кн. 7; ср. 1902, кн. 2); "Библиотека великих писателей" под ред. С.А. Венгерова. "Пушкин" (т. I, стр. 180 - 186, ст. Н.К. Пиксанова (здесь - полный список сочинений Горчакова). Н. К. П-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».