Венгеров Семен Афанасьевич - критик и историк литературы. Родился в 1855 г. в Лубнах. Мать - немецкая писательница (Pauline Wengeroff, "Memoiren einer Grossmutter", 2 тт., Б., 1908 - 1910). Два года учился в медико-хирургической академии; позднее получил степени кандидата прав и кандидата историко-филологического факультета. С 1897 г. читал в СПб. университете, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1899 г. отчислен по распоряжению министра народного просвещения Боголепова. Возобновил чтение в 1906 г. В 1909 г. удостоен Харьковской университетской степени доктора русской словесности. С 1910 г. состоит профессором спб. высших женских курсов и психоневрологического института. В 1875 г. издал книгу "Русская литература в ее современных представителях. И.С. Тургенев"; в 1876 г. вел литературный фельетон в "Новом Времени" (под псевдонимом Фауст Щигровского уезда); в 1877 - 80 годах писал критические статьи в "Неделе" и "Русском Мире". С 1880 г. деятельно сотрудничал в "Слове", где начал ряд обширных статей о "Народных движениях славянского племени". Продолжение их - "О Гусе, гуситах и таборитах" - напечатано в "Русской Мысли" и "Вестнике Европы" 1881 - 1882 годов. В 1882 г. Венгеров редактировал ежемесячный журнал "Устои"; в 1884 г. издал критико-биографический этюд "А.Ф. Писемский"; с 1886 г. составляет "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (вышло 6 т.), в котором самому Венгерову принадлежат статьи и большие этюды критического и историко-литературного характера. Напечатанная Венгеровым в 1885 г. "История новейшей русской литературы" была уничтожена цензурой, и из нее увидела свет только глава о "Молодой редакции Москвитянина" ("Вестник Европы", 1886, № 2). Дальнейшие труды Венгерова: историко-литературный сборник "Русская поэзия" (т. I - XVIII век, СПб., 1897; начало II т., СПб., 1901); "Русские книги" (3 т., СПб., 1896 - 98); монография "Великое Сердце" (о Белинском) в "Русском Бог." 1898 г.; "Основные черты истории новейшей русской литературы" (СПб., 1897, вступительная лекция; немецкий перевод, Б., 1899; 2-е издание, с приб. этюда "Победители или побежденные" [о модернизме] - СПб., 1909, перевод на чешский и болгарский языки); "Источник Словаря русских писателей" (вышло 2 т., СПб., 1900 - 1910, издание Академии Наук); "Эпоха Белинского" (СПб., 1905); "Писатель-Гражданин" (о Гоголе) в "Рус. Бог." 1902 г.; "Очерки по истории русской литературы" (СПб., 1907, 2-е изд., сборник статей); "В чем очарование русской литературы XIX века" (СПб., 1912, речь). С 1891 г. редактировал литературный отдел 82-томного Словаря Брокгауза-Ефрона, в котором поместил ряд статей о русских писателях, с 1910 г. редактор литературного отдела настоящего Словаря. В 1901 г. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон "Библиотеку великих писателей", роскошно иллюстрированную, с вступительными статьями и примечаниями; вышли полные собрания сочинений Шиллера (4 т., СПб., 1901 - 1902), Шекспира (5 т., СПб., 1903 - 1904), Байрона (3 т., СПб., 1904 - 1905), Пушкина (СПб., 1906 - 1911; из 6-ти томов вышло 5), Мольера (I т., СПб., 1912). С 1900 г. под редакцией Венгерова выходит первое полное собрание сочинений Белинского (появились тома 1 - 9), снабженное обширными историко-литературными примечаниями и отдельными этюдами редактора. В 1903 г. под редакцией Венгерова вышло приложение к "Вестнику Самообразования" Брокгауза-Ефрона - "Главные деятели освобождения крестьян". В 1905 - 7 годах Венгеров редактировал "Библиотеку Светоча" (собрание отдельных сочинений и брошюр Арсеньева , Кареева, Котляревского, Венгерова, Ветринского, Мильтона, Ренана, Штирнера, Степняка-Кравчинского, Цебриковой , Белинского и др.). В 1910 г. под редакцией Венгерова вышел "Юбилейный сборник" Литературного Фонда, членом комитета которого он состоит с 1897 г. С 1908 г. Венгеров организовал в СПб. университете для студентов-филологов Пушкинский Семинарий, занимающийся, между прочим, составлением словаря поэтического языка Пушкина. Вышло (СПб., 1911) 2 выпуска трудов этого семинария ("Программа составления словаря поэтического языка Пушкина" и исследования А. Бема: "К вопросу о влиянии Шатобриана на Пушкина"). С 1911 г. книгоиздательство "Прометей" издает собрание сочинений Венгерова (вышло 4 тома). В первом томе ("Героический характер русской литературы") автор дает общую формулу своего понимания хода истории русской литературы: "Никогда не замыкаясь в тесном кругу эстетических интересов, русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово. И это не только не шло в ущерб непосредственно литературному совершенству, а, напротив того, сообщало русскому художественному слову особенную проникновенность. Новая русская литература представляет собою высокогармоничное сочетание художественной красоты и нравственной силы, широкого размаха и тоски по идеалу. И звало всегда учительное слово русской литературы к подвигу общественному и к самопожертвованию. Русская литература отвергает мир, доколе он основан на несправедливости, и ни в каком виде не приемлет благополучия мещанского. В этом источник ее обаяния, в этом законнейшая гордость русского духа".
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».