Галич (Александр Иванович) - один из первых последователей Шеллинга в России, сын дьячка, родился в 1783 г.; учился в севской духовной семинарии и петербургском педагогическом институте. В 1808 г. правительство, имея в виду основать в Петербурге университет, послало за границу в числе лучших студентов института и Галича, для приготовления к профессорской кафедре по философии. За границей Галич слушал скептика Шульце и эклектика Бутервека, но увлекся учением Шеллинга. В 1813 г. Галич возвратился в Россию и представил конференции института диссертацию, которая была одобрена; но конференция отозвалась, что "по множеству содержащихся в ней новых и либо никем, либо самым малым числом философов принятых умозрений, ее печатать не следует". Галичу было внушено, чтобы он "при преподавании в российских училищах философских наук отнюдь не вводил своей системы, а держался бы книг, начальством введенных". К обычным философским предметам - логике, психологии, метафизике и этике - Галич присоединил еще историю философии. В это же время Галич преподавал латинский язык в царскосельском лицее и был в числе учителей Пушкина. В 1819 г. педагогический институт был преобразован в университет, в котором Галич был первым представителем философской кафедры. В 1818 - 1819 гг. Галич издал в двух томах "Историю философских систем", составленную на основании немецких трудов Захера, Аста, Теннемана и других. Изложение заканчивается системою Шеллинга. Вскоре после того против Галича, вместе с тремя другими профессорами, возбуждено было попечителем учебного округа Руничем обвинение в безбожии и революционных замыслах. Галичу было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергает их. Рунич уподобил книгу Галича тлетворному яду. "Я сам, - говорил он в одном из заседаний конференции университета, - если бы не был истинным христианином, и если бы благодать свыше меня не осенила, я сам не отвечаю за свои поползновения при чтении книги Галича". "Вы явно, - продолжал он, обращаясь к Галичу, - предпочитаете язычество христианству, распутную философию девственной невесте Христовой Церкви, безбожного Канта - Христу, а Шеллинга - Духу Святому". Высшая власть посмотрела на дело иначе: за Галичем был оставлен оклад экстраординарного профессора и казенная квартира, а когда реформа университета 1837 г. лишила его этих средств к жизни, он получил место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие его невзгоды, Галич продолжал работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали два труда: "Всеобщее право" и "Философия истории человечества"; но едва только он успел их окончить, как в его отсутствие пожар бесследно уничтожил их. Это так подействовало на Галича, что он стал понемногу опускаться и пить. Умер в 1848 г.
Краткий компендиум Шеллинговой философии Галич издал под заглавием "Черты умозрительной философии, выбранные из В-б-ра, Кл-на, Т-н-ра и другие и изданные А. С-им" (Санкт-Петербург, 1829). Гораздо самостоятельнее "Опыт науки изящного" (Санкт-Петербург, 1825). Под изящным Галич разумеет чувственно-совершенное проявление значительной истины, путем свободной деятельности нравственных сил гения. Выяснить общие условия и законы этого проявления - задача науки изящного. Возможность решить эту задачу основывается на врожденном чувстве красоты и на необходимости идеи изящного. "Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий" (Санкт-Петербург, 1834) представляет самостоятельную попытку дать систематический свод сведений, добытых современною автору антропологией. Основной закон для всех проявлений существа человека - это закон гармонии. Он требует, чтобы все стороны и отношения жизни человека являли собою целое, чтобы они сообразовались с общим существом человека, чтобы общежитие людей благоприятствовало их назначению и, наконец, чтобы жизнь каждого человека сохраняла необходимые свои отношения к вселенной. Эти четыре рода гармонии составляют только разные стороны одной и той же великой гармонии. Важнейшая задача жизни состоит в том, чтобы переходить от одного состояния к другому, более свободному и гармоническому. Человек может содействовать решению этой задачи в той мере, в какой все более и более проникается сознанием цели развития. Решению той же задачи способствуют также старания людей водворить в общественных отношениях единодушие, справедливость и любовь. Жизнь человеческая, как часть жизни природы, подчинена общим законам этой последней. Везде мы встречаем деятельную силу, неослабно стремящуюся к свободе и одолению материи. Результатом этой борьбы является целый ряд пробных созданий и, наконец, - человек. Как видно, Галич проводит тот же закон развития, который можно встретить почти у всех шеллингианцев. Рассматривая душевную жизнь человека, он делит ее на мышление, хотение, сердце и фантазию, но тут же подчеркивает, что все эти области неразрывно связаны между собою, так что нет ни одного акта, который не заключал бы в себе элементов всех четырех областей. Между телесной и духовной жизнью существует полное соответствие. "Не есть ли, - спрашивает Галич, - духовность только возгонка натуральной жизни, утончение нервной системы, крайняя степень превращения общего эфира?" Впрочем, Галич сознает всю рискованность подобной гипотезы и потому не настаивает на ней. Вся книга написана довольно своеобразным языком. Примеры, иллюстрирующие страсти, очень часто заимствованы из русской жизни (например, казнокрадство, в разных его видах).
Другие сочинения Галича имеют случайный характер. Таковы: "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук" (Санкт-Петербург, 1830); "Логика, выбранная из Клейна" (Санкт-Петербург, 1831); "Лексикон философских предметов" (Санкт-Петербург, 1845, обрывается на букве В). Биографию Галича написал академик А. Никитенко ("Журнал Министерства Народного Просвещения" 1869, январь, и отдельно, Санкт-Петербург, 1869). См. также F. Lannes, "Coup d'oeil sur l'histoire de la philosophie en Russie" ("Revue philos.", 1891, июль). Подробная статья о "Науке изящного" помещена в "Сыне Отечества" (1826, т. 106 - 108). Я. Колубовский.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».