Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл "неологом"; было даже возбуждено "секретное дознание" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: "Жизнь апостола Павла", "Жизнь св. Киприана", "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур "либеральным" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, "Воскресное Чтение", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: "Памятник веры" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, "Памятник" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): "История христианской церкви в Польше" (две главы из этого сочинения напечатаны им в "Журнале Министерства Народного Просвещения", но в целом виде сочинение не появилось); "Вертоград духовный" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); "Церковный архив" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, "Собрание церковных правил", "Деяния вселенских и поместных соборов"). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано "болгарское настоятельство", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин "Венок на могилу Иннокентию" (1864); "Материалы для биографии Иннокентия" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в "Русском Биографическом Словаре"; священник Буткевич "Иннокентий, архиепископ херсонский" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».