Игровой тест «Русская история в портрете»


Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Россия, разд. Богословие


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Россия, разд. Белорусское наречие

Россия, разд. Ботаника

Россия, разд. Астрономия и геодезия

Россия, разд. Ваяние

Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование

Россия, разд. Военно-уголовное судопроизводство

Россия, разд. Археология

Россия, разд. Военные науки

Россия, разд. Анатомия

Россия, разд. Вооруженные силы (исторический очерк)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Древняя Русь получила свои богословские знания из Византии. При церковном характере всей нашей древней письменности, главную роль играли в ней переводы творений отцов церкви. Уже в Святославовом сборнике (XI век) встречаются "Богословские вопросы и ответы" антиох. Патриарха Анастасия Синаита (умер в 599) - род довольно обстоятельного катехизиса. "Точное изложение православной веры" святого Иоанна Дамаскина издревле пользовалось широким распространением на Руси. Самостоятельными произведениями русской богословской мысли были поучения, жития святых, послания пастырей и полемические сочинения. Богословской науки в тесном смысле не было, и за отсутствием правильно организованных школ и быть не могло. Довольно полно изложены догматы веры в "Просветителе" Иосифа Волоцкого и "Истины показании" Зиновия Отенского (XVI в). Первые написаны против жидовствующих, вторые - против ереси Феодосия Косого . Зиновий не ограничивается, подобно Иосифу, приведением цитат, но стремится к раскрытию начал христианской философии. Другие полемические сочинения вызывались приездом представителей западного духовенства. (Для выяснения уровня богословских знаний в Москве в первой половине XVI века интересны изданные А. Голубцовым "Памятники прений о вере, возникших по делу королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны", Москва, 1892 год.) Потребность в катехизисе особенно чувствовалась в Юго-Западной Руси, которую исторические обстоятельства привели в постоянное и непосредственное соприкосновение с католиками и протестантами Западной Европы. За составление катехизиса взялся протоиерей Лаврентий Зизаний (Куколь), который представил свой труд на рассмотрение московского патриарха Филарета ; он был напечатан в Москве (в 1627 году), но в обращение не был выпущен. Катехизис полоцкого архиепископа Мелетия Смотрицкого оказался латинским, и сам Мелетий перешел в унию. В 1640 году киевский митрополит Петр Могила представил на рассмотрение Киевского собора катехизис, составленный игуменом Исаией Трофимовичем Козловским , но известный под именем "Православного Исповедания" Петра Могилы. Одобренный собором, катехизис этот отправлен был, для проверки и исправления, константинопольскому патриарху Парфению. Пересмотренный и дополненный на Ясском соборе 1643 года, он был одобрен Парфением, но, вследствие смуты в Константинопольском патриархате, напечатан был в Амстердаме, на греческом языке, лишь в 1662 году. По отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского) , в катехизисе этом "есть несколько мнений схоластики, не очень удачных, например, о форме и материи таинств, о творении душ". Краткий катехизис Петра Могилы: "Собрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской", появившийся сначала на польском языке, потом на русском (Киев, 1648), предназначался, между прочим, для употребления в школах; в 1649 году, этот катехизис, с некоторыми изменениями, напечатан был, с благословения московского патриарха Иосифа , в Москве. В 1696 году пространное "Исповедание" было с амстердамского издания переведено и издано в Москве; позднейшие издания принадлежат протоиерею П.А. Алексееву (Москва, 1769 и 1781). "Православное Исповедание" Петра Могилы явилось первой символической книгой восточной церкви. В киевскую академию, учрежденную, в 1631 году, стараниями Петра Могилы, целиком перенесена была схоластика, господствовавшая еще тогда в западных богословских школах. В готовые формы западной науки киевские богословы вставляли догматы православной церкви, причем им не всегда удавалось отрешиться от католических влияний. Учебники, ими составляемые, имели вид отдельных трактатов, лишенных внутренней связи. Каждый богослов старался превзойти других диалектическими тонкостями и бесплодными подразделениями; обращалось внимание не столько на силу аргументов, сколько на правильность их расположения и на их количество; при полном отсутствии критики, пользовались средневековыми сказаниями, апокрифами, свидетельствами сивилл и т. п. источниками. В учебниках преобладал дух строго полемический; раскрытию учения положительного отводилось мало места. Наиболее сильными полемистами киевской академии были Иоанникий Голятовский и Адам Зерников, оставившие трактаты против латинян об Нисхождении Святого Духа. Киевская ученость перенесена была Симеоном Полоцким в Москву, но там латинский оттенок киевского богословствования вызвал протест и послужил источником многолетних споров. Против "Венца веры" Симеона Полоцкого выступил Епифаний Славинецкий , также киевский ученый, но до могилянского периода, когда в юго-западных братских школах господствовало греческое образование. В видах противодействия киевскому влиянию, во вновь учрежденной типографской школе (1679) введено было греческое образование; такой же характер придан был открытой вслед за тем Заиконоспасской академии, в которую приглашены были преподаватели греки - братья Лихуды. Эти ученые прибыли в Москву в 1685 г., когда велся ожесточенный спор о времени пресуществления даров между учеником Полоцкого, Сильвестором Медведевым , и Евримием, учеником Епифаниевым. Лихуды приняли сторону последнего; Сильвестр написал против них книгу: "Манна хлеба животного", а Лихуды отвечали ему в "Акосе, или Врачевании от угрызений змиевых" и в "Диалогах грека к некоему иисуиту". Иезуиты, жившие в Москве, поддерживали Сильвестра; последний был осужден на соборе (1689) и должен был отречься от своих мнений, а иезуиты изгнаны были из Москвы. На соборе 1690 г. "хлебопоклонническая" ересь предана проклятию и запрещено читать многие малороссийские книги, а также сочинения Полоцкого. При Петре I распространителем киевской учености, более разносторонней, чем московская, был Стефан Яворский . Около того же времени в самой киевской академии произошла реакция против схоластики. Творцом нового направления явился Феофан Прокопович. Он ввел в богословие новый метод протестантской науки, в основу которого положено филологическое и историческое изучение Святого писания и церковной древности. Феофан первый отделил догматику от нравственного богословия и положил твердое начало догматике, как систематической науки. Свою догматическую систему он делит на две части: в первой излагается ученье о Боге, едином по существу и троичном в лицах, во второй - учение о Боге в его действиях. Труд Феофана был закончен, согласно его плану, киевским митрополитом Самуилом Миславским ("Theophani Prokopovitz theologia dogmatica", Лейпциг, 1782 и 1792). Катехизис Феофана издал Георгий Конисский с прибавлениями ("Христианское учение о Боге, о Промысле, о законе", Могилев, 1761). В начале XVIII века русская церковь вела борьбу против католицизма - с одной, против протестантизма - с другой стороны. Стефан, возражая протестантам, подпал под власть католических авторитетов; Феофан, ополчась на католицизм, поддался влиянию своих протестантских руководителей. Важнейший труд Стефана - "Камень веры" (Москва, 1728) - направлен против протестантов, у которых были последователи среди ремесленных людей и стрельцов. Вся полемическая часть книги отличается большими достоинствами. Иезуитская пропаганда распространяла сочинение Стефана в латинском переводе (разумеется, с пропусками) по протестантским землям. Положительная часть слабее и носит следы влияния католических писателей; статьи об оправдании, о благих делах, о заслугах сверх требуемых, о необходимости смертной казни для еретиков заимствованы, с немногими изменениями, из Беллармина, Бекана и других иезуитских богословов. Феофан явился в своей богословской системе блистательным антагонистом католиков в учении о предании, об исхождении Святого Духа и об оправдании добрыми делами; но его статья о Святом писании, в предисловии к богословской системе, вся заимствована от протестантов. В церкви Феофан видит только совокупность лиц, соединившихся ради пользы; идея органического целого, духовного тела у него исчезает. Целые отрывки из писателей западных, воспроизводимые в "Камне веры", в системе Феофановой выставлены как ineptae opiniones; наоборот, в "Камне веры" мнения Феофана опровергаются как нарекания противников православной церкви. Между обоими руководителями русской богословной науки возгорелась полемика. В 1729 г. Феофан напечатал в Иене, под видом послания протестантского богослова Буддея к другу, в Москву, критику на "Камень веры", в котором Яворский обвинялся в католицизме. В России явился ответ на письмо Буддея, написанный доминиканцем Рибейрой, состоявшим при испанском после в Петербурге. Приверженец Яворского, Феофилакт Лопатинский , написал Апокрисис на письмо Буддея. В "Молоке на Камень веры" Яворский прямо называется иезуитом, поборником папежского духа в Р. Против сочинения Феофана: "Распря Павла и Петра о иге неудобоносимом" - в котором, по словам архиепископа Черниговского Филарета, "многое не договорено, что необходимо было сказать, чтобы не быть учеником Лютера", - Феофилакт написал книгу: "Об иге Господнем благом". В преподавании богословия первоначально господствовало направление Яворского, упроченное лекциями Феофилакта Лопатинского в московской академии. Опыты догматической науки составлялись в духе умеренно-схоластическом, без отделения догматики от нравственного богословия. Таковы лекции архимандрита Сильвестра Кулябки, читанные в киевской академии в 1741 - 46 годах ("Compendium orthodoxae Theologicae doctrinae", Лейпциг, 1786), преподавателя коломенской семинарии Иакинфа Карпинского , профессора казанской академии архимандрита Сильвестра Лебединского . Переход к направлению Феофана представляет собой все еще не чуждые схоластики лекции Кирилла Флоринского в московской академии (1739 - 1740): "Богословие положительное и полемическое". После Флоринского система Феофана получает преобладание. Она служила для преподавания в академиях еще в первой половине XIX века; по ее образу составлены лекции Георгия Конисского (в киевской академии, 1751 - 55 года), Феофилакта Горского (в московской академии, 1769 - 1774 гг.), Иринея Фальковского (в киевской академии, 1795 - 1804 гг.), впервые вошедшие в состав догматики статьи о церкви до законной и подзаконной, о церкви благодатной, о иерархии, о соборах. Особенно важна система Горского, вводящая в состав догматики некоторые предметы нравственного богословия. Составленная по Буддею и Шуберту, она не свободна от протестантских воззрений. Крупным событием было проявление догматических систем на русском языке, способствовавшие выработке богословской терминологии. Таковы "Сокращенная христианская богословия" (Санкт-Петербург, 1765) митрополита Платона (Левшина) ; "Догматическая богословия" (Санкт-Петербург, 1763) архимандрита Макария (Петровича); "Христианская богословия" (Москва, 1806) иером. Ювеналия (Медведского) . Сочинение митрополита Платона состоит из трех частей; собственно догматике посвящена вторая часть; первая трактует о естественном богопознании, а третья содержит нравственное христианское учение. Митрополит Платон составил также несколько катехизисов для священнослужителей (Москва, 1755). В "Богословиях" митрополита Платона и архимандрита Макария заметно еще, отчасти, влияние протестантских источников; следы этого влияния московский митрополит Филарет находил и в катехизисах Платона. Сочинения святого Тихона : "О истинном христианстве" отводит много места общедоступному выяснению догматов веры; из поучений того же святителя, Святейший Синод составил "Наставление о собственных каждого христианина должностях" (Санкт-Петербург, 1789), явившееся первым в России опытом отдельного систематического изложения нравственного богословия; к началу XIX столетия относятся большой и малый катехизисы, составленные митрополитом Филаретом и одобренные Святейшим Синодом. В последующих изданиях большого катехизиса исправлены места об источниках православного вероучения и некоторые др., возбудившие в прежней своей редакции подозрение в протестантской тенденции. Окончательное вытеснение латыни из преподавания богословия относится к концу царствования Александра I . Устав академий и семинарий 1814 г., вместе с ранее изданным конспектом догматических наук (1812), стремился к направлению русской богословной науки на путь самостоятельного развития. Ту же цель преследовали правила касательно преподавания семинарских наук, изданные Святейшим Синодом в 1840 г. Под влиянием этих мероприятий появились "Догматическое изложение учения веры православной церкви", П.М. Терновского (Москва, 1828, 1839 1844), и "Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви, с присовокуплением общего введения в курс богословских наук", архимандрита Антония (Киев, 1848). В своем сочинении "Православно-догматическое богословие" (1849 - 53) митрополит Макарий совершенно выделил из догматики предварительные общие вопросы о началах богословия и посвятил им отдельное сочинение под заглавием: "Введение в православное богословие" (1855). С особенной полнотой изложены митрополитом Макарием те догматы, которые составляют отличительную черту православного вероучения и отвергаются или иначе понимаются в других христианских вероисповеданиях, например, о вечном происхождении Святого Духа от Бога-Отца, о семи таинствах церкви, о почитании и призывании на помощь ангелов и святых, о молитве за умерших. "После Макария, - говорит архиепископ Иннокентий (Борисов) , - иностранный богослов не может сказать, что в восточной церкви привыкли веровать в свои мнения безотчетно". Другой виднейший русский догматист, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), стремился к разработке догматики с точки зрения запросов современной жизни. Его "Православное догматическое богословие" (Чернигов, 1864), писано, по словам автора, "не без внимания к мнениям германского рационализма"; для борьбы с последним он считает необходимым показать единство учения Христова и учения апостолов и непрерывность догмата, т. е. внести в догматику элемент исторический (ныне действующий устав духовных академий прямо требует преподавания догматики вместе с историей догматов). Другое нововведение догматики архиепископа Филарета касается вопроса о значении для догматиста-богослова соображений разума. Митрополит Макарий отводит им второстепенное место и не видит в них необходимости; архиепископ Филарет возлагает на догматиста-богослова обязанность следить за современным развитием естественных наук и указывать, "что основательные новейшие исследования согласны с показаниями откровения". Более общую формулировку дает тем же взглядам третий выдающийся русский догматист, епископ Каневский Сильвестр. В своем "Опыте православного догматического богословия, с историческим изложением догматов" (Киев, 1884 - 86), он стремится к раскрытию субъективно-психологического значения догматов. Для Макария догмат есть нечто, извне на человека налагаемое; для епископа Сильвестра догмат, сверх того - нечто самим человеком желаемое, как согласное с существенными требованиями его природы, как основа и норма религиозно-нравственной жизни. Задача догматиста, по словам епископа Сильвестра - выяснить дух и силу догмата и выразить его в формуле, соответствующей современным представлениям. В выполнении этой задачи руководителем его может быть только "дух истины, живо и непосредственно присущий религиозному сознанию вселенской церкви и всегда нераздельный с его природой. Храня сущность догматов, церковь в каждый момент своего существования понимает их наилучшим образом и представляет в форме, самой пригодной для современных условий жизни". Что касается системы догматики, то епископ Сильвестр подобно архиепископу Филарету, возвращается к делению Феофанову и делит догматику на учение о Боге в Самом Себе и на учение о Боге в явлении Его тварям. Положительному учению о Боге он, также подобно учению Феофану, предпосылает, в виде предварительных догматических истин, учение о бытии Божьем и о Богопознании. Помимо авторов трех названных руководств, духовные академии в течение XIX столетия насчитывали в среде своих профессоров догматики несколько выдающихся догматистов, лекции которых остались в рукописи или напечатаны лишь в отрывках. Таков, например, архиепископ Иннокентий, который впервые ввел в киевской академии историю догматов; большой знаток как первоисточников православного вероучения, так и западной богословской литературы, преимущественно протестантской, он любил проникать в глубину христианской и философской мистики и черпать оттуда материалы для своих религиозно-поэтических мечтаний, за что и заподозрен был в неологизме; архиепископ Черниговский Филарет укорял его в "легкости мыслей", приведшей к "самым странным ошибкам, мнениям и догадкам, оскорбительным для веры". Замечательны, далее, лекции епископа Смоленского Иоанна (Соколова) , читанные им в санкт-петербургской и казанской академиях; каждый предмет он развивал сначала чисто умозрительным путем, а затем уже полученный результат прилагал к откровенному учению, указывая, что в последнем нет ничего противного разуму. Ему предшествовал в казанской академии на кафедре догматического богословия архимандрит Федор Бухарев, производивший сильное впечатление на своих слушателей пламенностью своей веры, мягкостью и сердечностью общего своего мировоззрения. Теми же нравственными свойствами, с огромную историческою и библиографическою ученостью отличаются лекции догматического богословия (в московской академии) А.В. Горского (умер в 1875 г.); он допускал в известной мере понятие развития церковных догматов. Преподавание богословия в семинариях, университетах и др. высших учебных заведениях привело к появлению кратких руководств и общих обзоров догматики, например, "Православно-христианское вероучение" епископа Иустина (Херсон, 1884 - 87); "Православное догматическое богословие" Малиновского (Харьков, 1895); "Православное догматическое богословие" протоиерея А. Рудакова (Санкт-Петербург, 1876). Установление для профессоров академии обязательного представления диссертации вызвало ряд монографий, относящихся главным образом к патристике и истории догматов. Наиболее выдающиеся монографии принадлежат Катанскому ("Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов-писателей церкви до Оригена включительно", Санкт-Петербург, 1877), Елеонскому ("Учение Оригена о божестве Сына Божия и Духа Святого", Санкт-Петербург, 1879), Болотову ("Учение Оригена о святой Троице", Санкт-Петербург, 1879), Глубовскому ("Блаженный Феодорит, епископ Кирский", Москва, 1890; "Обращение Савла и Евангелие апостола Павла", Санкт-Петербург, 1896), Будрину (об антитринитариях XVI века), Иванцову-Платонову , Садову , Несмелову, Мироносицкому , Мартынову . Множество догматических разъяснений рассеяно в словах и поучениях митрополита Московского Филарета (ср. А. Городков, "Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митрополита Московского", Казань, 1887), архиепископа Иннокентия (Борисова), архиепископа Никанора (Бровковича) и др. Последний особенно известен своими апологетическими трудами, направленными к ограждению истин, возвещенных откровением, от нападок со стороны разных философских и естественно-научных направлений. Те же задачи преследуют Ф.А. Голубинский (лекции по "Умозрительному богословию", 2 издание, Москва, 1886), и В.Д. Кудрявцев-Платонов ("Исследования и статьи по естественному богословию", Сергиев Посад, 1892 - 93). Сочинение Голубинского: "Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека. О конечных причинах" (новое издание, Москва, 1894), не представляя собой системы догматики, дает довольно полное и целостное изложение православно-христианского учения. Аналогичный характер имеет сочинение А.Д. Беляева : "Любовь божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов из начала любви божественной". О руководствах и трудах по частным богословским наукам, входящим в курс преподавания духовных академий, см. Нравственное богословие (XXI, 408), Обличительное (XXI, 520), Основное (XXII,946), Патристика (XXIII, 20), Литургика (XVII, 837), а также Библейская археология (III, 665), история (III, 672), герменевтика (VIII, 536), гомилетика (IX, 161). В духовных академиях и семинариях существует еще кафедра истории и обличения русского раскола; Н.И. Ивановским издано соответствующее "Руководство" (Казань, 1886 - 87). О церковной истории и церковном праве см. ниже. Помимо официальной богословской науки, и светские люди, не причастные к духовным академиям, писали у нас по предметам богословским. По времени первые опыты в этом роде принадлежат раскольнической литературе (XXVI, 308) и еретической, мистической литературе начала XIX века (Лабзин, Лопухин , Гамалея ). В духе православия писали А. Стурдза ("Учебная книга православного христианина", Одесса, 1849) и А. Муравьев ("Письма о богослужении Восточной кафолической церкви", Санкт-Петербург, 1836; "Изложение Символа Веры Православной Кафолической церкви", Санкт-Петербург, 1838 и др.). Стурдза взял на себя задачу распространения правильных сведений о православной церкви в Западной Европе, но, по словам архиепископа Черниговского Филарета, "ни одно сочинение не унизило православной церкви во мнении Запада, как рассуждения непризванного философа и полемиста". Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение среди высшего русского общества, но научное значение их весьма невелико. Больше значение имел А.С. Хомяков . Он исходил из того положения, что церковь Христова, кафолическая, вселенская, едина, и что она обладает истиной безо всякой лжи. "Церковь принадлежит всему миру, а не какой-либо местности; ею святится все человечество, а не один какой-нибудь народ". Церковь, по Хомякову, совпадает с православием, которое осуществляет всю полноту Христова учения. Католичество, в своем историческом развитии, осуществляло единство церкви в ущерб индивидуальной свободе; протестантство развило индивидуальную свободу, но утратило всякое единство; в православии церковь является как "синтез единства и свободы в любви". В связи с Хомяковым следует отметить Ю.Ф. Самарина и его замечательное сочинение о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче. Идея универсального единства церкви, хотя и с иными выводами, получила дальнейшее развитие у Вл. С. Соловьева , который поставил также вопрос о догматическом развитии церкви (ст. Православие, XXIV, 927). Он написал "Чтения о Богочеловечестве" ("Православное Обозрение", 1878 - 81 года), "Духовные основы жизни" (3-е изд., 1897) и др. Ср. Н. С., "Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам с 1801 по 1888 год." (Москва, 1891), и указатели приведенные в статье Библиография (III, 746).

См. также статьи:
**Наука. Содержание .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2016
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»