Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович - композитор. Родился в 1859 году. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории (1875 - 82); ученик Римского-Корсакова. Был профессором гармонии, инструментовки и свободного сочинения в Московской консерватории; ныне директор ее. Несколько лет провел в Тифлисе, где изучил музыку кавказских племен, особенно грузин, результатом чего явилась его брошюра "Грузинская народная песня и ее современное состояние" (М., 1895) и резко обозначившийся восточный колорит в его музыке. Написал оперы: "Руфь", "Азра", "Ася" - на сюжет И.С. Тургенева (М., 1900), "Измена", на либретто князя Сумбатова (М., 1892; СПб., 1914). Первые две и последняя имеют восточный колорит, довольно, впрочем, условный и не выдержанный. Отличительные черты опер Ипполитова: благородный вкус, здоровая уравновешенность, искренность выражения, отсутствие погони за внешними эффектами, вычурности, изысканности, надуманности. Ясные и несложные по фактуре, они хорошо звучат, но большого размаха, полета фантазии и глубины в них нет; заметны сильные посторонние влияния (Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин). Другие сочинения его: I. Для оркестра: увертюра на русские темы "Яр Хмель", симфоническое скерцо, сюиты "Кавказские эскизы" и "Иверия"; симфониетта (переделка для оркестра скрипичной сонаты); II. Для камерного ансамбля: фортепьянный и смычковый квартеты; III. Вокальная музыка с оркестром: "Коронационная Кантата"; "Пять характерных картинок" для хора и оркестра; кантаты памяти Пушкина, Гоголя ("Песни Гусляра") Жуковского; IV. Хоры: "Эльзасская баллада"; 10 двухголосных женских хоров с фортепьяно; пять четырехголосных смешанных хоров a capella; пять трехголосных женских хоров; "Новгородская былина о лебеди белой" для смешанного хора a capella; псалмы для смешанного хора; пять стихотворений для детского или женского трехголосного хора; "Гимн пифагорайцев восходящему солнцу" для смешанного хора с сопровождением 10 флейт, 2 арф и труб; 15 детских песен; V. 70 романсов и 9 дуэтов. VI. Музыка к исторической пьесе В. Гончарова "Ермак Тимофеевич". Как музыкальный теоретик, Ипполитов издал "Учение об аккордах, их построение и разрешение" (М., 1897).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».