Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Лисенко Николай Витальевич


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Лисенко Конон Иванович

Лисица Елисей Григорьевич

Лисенки

Лисицын Михаил Александрович

Лисаневич Дмитрий Тихонович

Лисовский Леонид Леонидович

Липский Владимир Ипполитович

Лисовский Николай Михайлович

Липский Александр Александрович

Лисянский Юрий Федорович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Лисенко, Николай Витальевич - выдающийся украинский композитор и музыкант-этнограф. Родился 10 марта 1842 г. в Полтавской губернии, умер 24 октября 1912 г. в Киеве. Учась в гимназии в Харькове, он занимался и музыкой у пианиста Дмитриева и чеха Вильчека. Большую пользу принесло ему, по его словам, посещение музыкальных вечеров известного любителя и мецената князя Юрия Николаевича Голицына (см. автобиографию Лисенко в газете "Сьвiт" во Львове, 1881, № 5, перепечатанную в обновленном виде в "Русской Музыкальной Газете", 1912, № 48). Поступив сначала в харьковский, потом в Киевский университет, Лисенко был захвачен украинским национальным движением и стал ревностно изучать и записывать слова и мотивы украинских песен, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая . К студенческим годам относится первая попытка Лисенко написать оперу в сотрудничестве с двоюродным братом своим Старицким , сочинившим либретто по комедии Стороженки "Гаркуша". В опере, не законченной и не сохранившейся, наряду с чисто итальянскими страницами было кое-что и типично украинское (см. Старицкий "К биографии Н.В. Лисенко", "Киевская Старина", 1903, XII). Недолго пробыв мировым посредником, Лисенко поступил в лейпцигскую консерваторию. За границей он написал (1868) первое свое зрелое произведение на текст Т. Шевченки "Заповит" (Завещание) для мужского хора и тенора-соло, предназначенное к исполнению во Львове в годовщину смерти поэта. Изучение классиков шло об руку с обработкой привезенного с родины песенного материала, и в 1869 г. появился "Збирнык украиньских писень" (1-й выпуск). Для завершения технических знаний по оркестровке прожил год в Петербурге, посещая в консерватории класс Н.А. Римского-Корсакова ; затем он постоянно жил в Киеве, издавая народные песни и сочиняя музыку исключительно на малороссийские тексты и сюжеты. Он преподавал фортепьянную игру в киевском институте благородных девиц и в частной музыкальной школе; в 1900 г. основал в Киеве собственную школу. Ежегодно он устраивал в Киеве большие концерты, организуя хоры, дирижируя сочинениями европейских классиков и своими собственными и выступая как пианист. Для постановки своих сочинений он нередко бывал в Галиции, где его хорошо знали и любили. Популярность его в юго-западной Руси ярко сказалась в торжественном праздновании 25-ти, а еще более 35-летнего юбилея его музыкальной деятельности в Киеве, Львове и Петербурге, причем петербургская публика чуть ли не впервые познакомилась с его сочинениями. Этнографические труды Лисенко: 1) "Збирнык украиньских писень" - шесть выпусков (1869 - 1895), в каждом по 40 песен. 2) "Молодощi ("Молодые годы") - збирнык танкив та веснянок (Гры, спивы, весняни, дытячи, дивочи, греночи й мишани)"; сборник обрядовых весенних песен и детских игр (1875), предназначенный для детей школьного возраста. 3) Сборник народных украинских песен для хора (мужского и смешанного) с сопровождением фортепиано в 12-ти выпусках по 10 песен (1880-е годы). 4) "Украинськи обрядови письни за-для мишаного хору" (украинские обрядовые песни для смешанного хора) в 5-ти выпусках: веснянки (1 и 2), купальская справа (3), колядки и щедривки (4) и свадьба (5) - свадебные песни, расположенные в порядке обряда (1895 - 1896). К народным песням тесно примыкают собственные песни Лисенки, главным образом на тексты Т. Шевченки: "Музыка до Кобзаря Т. Шевченки" - песни для женских и мужских голосов, для соло, дуэтов, трио, квартета и хора - 7 серий, всего 82 номера, некоторые с сопровождением оркестра, в том числе - в форме кантаты - "Бьють порогы, мисяц зходит" (1877). В 1874 г. Лисенко написана музыка на текст "Плач Ярославны" ("Слово о полку Игореве") в переводе на малороссийский язык Максимовича . Музыкально-драматические сочинения Лисенко: "Черноморци" - оперетта в 3 действиях (либретто Старицкого по Кухаренку ); "Наталка-Полтавка" (Котляревский ) - первая украинская оперетта в 3 действиях. "Раздвяна Ничь" (либретто Старицкого по Гоголю - "Ночь под Рождество"; Киев, 1874, и Харьков, 1882); "Утоплена" (либретто Старицкого по "Майской ночи" Гоголя) в 3 действиях. (1883 - 1885); "Тарас Бульба" (либретто Старицкого по Гоголю), опера в 5 действиях (1880 - 1890); неоконченная опера "Сафо" (первоначально мелодекламация; либретто на малороссийском языке Людмилы Чернявской-Старицкой); три детских оперы на малороссийские сюжеты - "Коза-дереза" (1888), шедшая в Одессе и в Галиции (напечатана во Львове, потом в Москве), "Пан Коцекый" (Котофей, 1891, рукопись), "Зима и Весна" или "Снежная королева" (фантастический сюжет, почерпнутый из народной поэзии) - рукопись (1892). Для фортепиано: сюита на украинские темы, соната, две рапсодии на украинские темы, полонезы, ноктюрны, мазурки, вальсы и др., всего около 50 пьес. Для оркестра: "Шумка-казак" - скерцо. Для пения с оркестром - "Гамалей"; "Гусь"; кантата в честь Котляревского. В заседании юго-западного отдела Русского Географического Общества Лисенко прочел реферат: "Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем" (отдельное издание, 1874). Другие литературные его работы: "Ноты к думе о Богдане Хмельницком и Барабаше" ("Киевская Старина", 1883, VII); "О торбане и музыке песен Видорта" с нотными примерами ("Киевская Старина", 1892, III); "Народни музични струменти на Украини" (Кобза, Торбань, Лира, Гусла, Цимбала, с рисунками и указанием строя) в журнале "Зоря" (в Галиции). Лисенко - первый серьезно образованный украинский композитор, овладевший европейской композиторской техникой. Главные его заслуги - в области малорусской музыкальной этнографии. Записав немало украинских мелодий, он дал им художественную обработку, сделал их достоянием широкой массы. Глубоко изучив особенности украинской народной музыки, он в сочинениях не всегда их соблюдает, незаметно для себя подпадая влиянию хорошо усвоенного им немецкого музыкального стиля. Собственная творческая фантазия Лисенко не отличается ни яркостью, ни глубиной, но его сочинения согреты неподдельным чувством и нередко красивы. См., кроме указанных работ: К. Н. "Н.В. Лисенко" ("Русская Музыкальная Газета", 1899, № 17 - 18); А. Русов "Несколько слов о значении трудов и творчества Н.В. Лисенко для малорусского народа" ("Киевская Старина", 1903, XII); М. Комаров "Библиографический указатель музыкальной и литературной деятельности Н.В. Лисенко" (1868 - 1903) ("Киевская Старина" 1904, I, приложение). Григорий Тимофеев.

См. также статьи:
Вересай Остап Микитич ;
Вишневецкие ;
Россия, разд. Светская музыка (XIX век) .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»