Морошкин, Федор Лукич - известный ученый юрист (1804 - 1857). Происходил из духовного звания; окончив курс в тверской семинарии, с 16 руб. в кармане отправился в Москву, где и поступил на этико-политический факультет университета. Настоящее юридическое образование М. началось с тех пор, как он познакомился с "Духом законом" Монтескье. По указаниям Дегая , он изучил писателей французской юридической школы и действующее русское законодательство. Считая недостаточными одни юридические познания для юриста, М. обратился к изучению философов древнего и нового мира, но, по складу своего ума несколько чужды чисто абстрактному философскому мышлению, постепенно склонился к историческому, а не к натурфилософскому методу. Отказавшись от посылки в заграничный профессорский институт, М. защитил в 1833 году магистерскую диссертацию: "О постепенном развитии законодательств" (М., 1832) и занял в Московском университете кафедру "права знатнейших древних и новых народов". Степень доктора получил за диссертацию: "О владении по началам российского законодательства" (М., 1837), после чего был назначен профессором гражданских законов. В своих юридических работах М. стремится сочетать практичность с философскими обобщениями. Он упрекает Неволина за отсутствие обобщающих взглядов и за отказ "от изложения истории гражданских законов в форме движения идеи закона". Сторонник так называемых исконных русских начал, М., вместе с тем, является поборником свободной юридической науки и гуманных начал правосудия, отмечая творческую роль "общего здравого юридического чувства и совести судьи". Кроме указанных выше работ, М. написал: "Ученые труды по части истории русского законодательства" ("Ученые Записки Московского университета", 1835, кн. 4); "Общее понятие о правах древних народов" ("Телескоп", 1833); "Кафолический дух римского права" ("Ученые Записки Московского университета", 1833); "Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции" (там же); "Об уложении и последующем его развитии" (М., 1839); посмертно: "Курс лекций по гражданским законам" ("Юридический Вестник", 1860 - 61) и "Современное состояние русского законодательства" (там же, 1862, кн. 9). Перевел сочинение Рейца : "История российских государственных и гражданских законов" (1836), с обширными примечаниями, библиографическими указаниями и дополнениями. Исторические его работы: "О значении имени Руссов и Славян" ("Маяк", 1841); "Рецензия на книгу подъячего Котошихина" ("Москвитянин", 1841); "Историко-критические исследования о русских и славянах" (Санкт-Петербург, 1842) и другие.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».