Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Минский (Николай Максимович Виленкин)


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Минкус Людвиг

Минут Андрей Яковлевич

Минковский Герман (Minkowski)

Минх Григорий Николаевич

Миницкий Иван

Минцлов Рудольф Иванович

Миних Иоанн-Эрнест

Минцлов Рудольф Рудольфович

Миних Бурхард-Христофор (Munnich)

Минцлов Сергей Рудольфович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Минский - псевдоним даровитого поэта Николая Максимовича Виленкина. Родился в 1855 г. в Виленской губернии, в обедневшей еврейской семье. Окончил курс на юридическом факультете Петербургского университета. Состоит присяжным поверенным округа Петроградской судебной палаты. В начале 1900-х годов, вместе с Мережковским , Гиппиус , Розановым и другими "богоискателями", основал "Религиозно-философское общество". В 1905 г. стал, вместе с Горьким , во главе "большевистской" социал-демократической газеты "Новая Жизнь" и написал "Гимн рабочих" на тему: "Пролетарии всех стран соединяйтесь". За первые же № "Новой Жизни" Минский подвергся кратковременному аресту и был предан суду, который, в виду крайней резкости тона газеты, грозил ему не одним годом тюрьмы. Минскому удалось пробраться за границу, где он оставался до амнистии 1913 г. Почти все время своего эмигрантства Минский провел в Париже, откуда писал корреспонденции в "Утро России". Приехав в 1914 г. на короткое время в Россию и прочитав ряд лекций в столицах и провинции, Минский вернулся во Францию и продолжает корреспондировать в "Утро России". - Минский выступил в печати в 1876 г., в "Новом Времени", стихотворениями, в которых отразилось охватившее тогда все общество сочувствие к восставшему южному славянству. В "Вестнике Европы" (1877, № 1) он поместил большую поэму "На родине", посвященную страданиям Болгарии. Большой успех выпал на долю поэмы "Белые ночи" (1879). До середины 1880-х годов литературная деятельность Минского шла, в общем, под флагом "гражданственности". В "Белых ночах" отразилась двойственность той части поколения 1870-х годов, которая сознавала необходимость активной борьбы, но не могла примириться с ее путями и средствами. Сборник стихотворений Минского, напечатанный в начале 1880-х годов, был уничтожен цензурой; выпустить его в свет, в измененном виде, удалось лишь в 1887 г. В 1890 г. Минский печатает философско-поэтический трактат: "При свете совести". Здесь изложена философско-религиозная система "меонизма", позднее разработанная Минским также в трактате: "Религия будущего" (1905). "Меонизм" исходит из того обаяния, которое имеет для человеческой души несуществующее и непостижимое. Истинной "святыней" может быть только "внежизненная правда", только небытие - "меон" (греч. me on - не существующее: термин Платона) или "меоны", так как всякая категория нашего ума, а также все нравственные категории - совесть, инстинкт самопожертвования, вера - имеют свою противоположность в понятии о их небытие. Только мысль об абсолютном небытии и об абсолютной невозможности, как основе всего существующего может служить источником истинной, бескорыстной религии. Представляя собой причудливую смесь научного мышления и поэтической фантазии, "меонизм" не был усвоен ни публикой, ни критикой; Владимир Соловьев назвал меонизм "абракадаброй". Большая публика просто не заметила "меонизма", и все внимание ее сосредоточилось на двух первых частях книги, отрицающих альтруистические чувства и сводящих все человеческие побуждения, даже тогда, когда совершается подвиг, к тщеславию. В 1890-х годах Минский был одним из воинствующих главарей русского декадентства и символизма. Культ наслаждения, вакхическое восприятие мира, красота превыше всего, впредь, нанесенный интересом к общественности русскому художественному творчеству - вот лозунги этой поры забвения великих заветов русской литературы. Их защитником выступал Минский в "Новостях", в "Мире Искусства". Главное "меоническое" произведение минского - драма "Альма", с ее устремлением к уничтожению в человечестве материнского инстинкта и всяких вообще привязанностей, чтобы создать инстинкт радостного приближения к небытию. Меоническое по авторским заданиям известное стихотворение "Как сон, пройдут дела и помыслы людей" бесспорно принадлежит к лучшим произведениям русской философской лирики, но определенно "меонична" в нем только одна туманная строка "и жажда жгучая святынь, которых нет". Проникающая элегию "тоска не ясная о чем-то неземном, куда-то смутные стремленья" представляет собой превосходно выраженное, но старое, как мир, сетование о том, что "забудется герой, истлеет мавзолей, и вместе в общий прах сольются и мудрость, и любовь, и знанья, и права, как с аспидной доски ненужные слова рукой неведомой сотрутся". На рубеже двух периодов своих настроений минский написал несколько вещей, чуждых специфической "гражданственности" и производящих впечатление просто сочувствием к человеческому страданию и преклонением перед самопожертвованием; такова небольшая поэма "Прокаженный", такова и принадлежащая к числу лучших стихотворений Минского поэма "Гефсиманская ночь". Запрещенная цензурой, "Гефсиманская ночь" в печати появилась только в 1900 г., но в рукописных списках была широко распространена в 1890-х годах. Центральная мысль поэмы: "награды нет для добрых дел. Любовь и скорбь - одно и то же. Но этой скорбью кто скорбел, тому всех благ она дороже". И даже среди произведений второго периода всего удачнее вещи, свободные от щеголяния аморализмом. Такова, например, его поэма "Город мертвых", с ее осуждением "языческого" отношения к жизни; такова поэма "Свет правды", где автор пытается сгладить разницу между правдой и ложью, но впечатление производит только порыв к правде. Минский - поэт мысли по преимуществу; выработка мировоззрения, стремление уяснить себе высшие тайны жизни, преобладают в нем над поэзиею непосредственных ощущений. Отсюда неизбежная приподнятость тона, подчас переходящая в риторику и крикливость. Хорошо владея новыми и древними языками, Минский перевел две главные поэмы родственного ему по духу Шелли ("Королева Мод" и "Аластор"), ряд пьес Шекспира и Мольера (в "Библиотеке великих писателей", под ред. С.А. Венгерова ), и всю "Илиаду" (Москва, 1895, 3-е изд. 1912). Интересна трилогия Минского: "Железный призрак" ("Русская Мысль", 1909, № 2), "Малый соблазн" (Альманах "Шиповника", 1910) и "Хаос" ("Новая Жизнь", 1912, № 12), посвященная изображению огромной "власти вещей" в жизни современного человечества. Полное собрание стихотворений Минского вышло в 1907 г. в 4 томах. Литературно-публицистические его статьи собраны в книге: "На общественные темы" (Санкт-Петербург, 1909). Для биографии библиотеки Павленкова Минский написал книжку об Ибсене (1906). Подробную библиографию произведений Минского и литературы о нем, составленную А.Г. Фоминым, см. в "Литературе ХХ в.", под ред. С.А. Венгерова (Москва, 1915). С. Венгеров.

См. также статьи:
Андреев Леонид Николаевич ;
Виленкин Николай Максимович ;
Вилькина Людмила Николаевна ;
Гиппиус Зинаида Николаевна ;
Гнедич Николай Иванович ;
Дягилев Сергей Павлович ;
Котляревский Иван Петрович ;
Мережковский Дмитрий Сергеевич ;
Миллер Орест Федорович ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Россия, разд. Философия ;
Флексер Аким Львович (А. Волынский) ;
Яковлева Юлия Ивановна (Юлия Безродная) .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»