Опера "Дубровский", акт I Направник, Эдуард Францевич - капельмейстер и композитор. Родился 12 августа 1839 года в Чехии. Рано лишившись отца, Н. покинул реальное училище, не кончив курса, и добывал средства к существованию музыкой, которой учился у Блажека и Питча в органной школе, и у Майделя - в фортепианной школе, где вскоре стал преподавателем. Оркестровку Н. изучил под руководством Кителя. В 1861 году, получив место капельмейстера у князя Юсупова, Н. приехал в Петербург. Россия стала второй его родиной. В 1863 году он был приглашен в русскую оперу помощником капельмейстера и органистом, а в 1867 году назначен вторым капельмейстером. Весьма часто заменял Лядова , по уходе которого, стал во главе оркестра русской оперы. Точное и безукоризненное по ансамблю исполнение вошло при нем в обычай; организация оркестра и хора поднялась на значительную высоту. Большое участие принимал Н. и в материальном обеспечении служащих. Он продирижировал множество оперных представлений, поставив впервые более 60 опер (из них до 40 русских) и возобновив более 30. Им, в первый раз поставлены оперы Кашперова , Кюи, Монюшко, Серова ("Вражья сила"), Даргомыжского ("Каменный гость"), Римского-Корсакова, Сантиса , Мусоргского, Чайковского, Рубинштейна, Фамицына, Гроссмана, Кюнера , Соловьева и других. В 1869 - 81 годах он дирижировал симфоническими собраниями Императорского русского музыкального общества. Состоял членом главной дирекции Императорского русского музыкального общества. Еще в Праге он написал несколько фуг, мужских хоров, фортепьянных вещей, увертюру для оркестра на чешские народные песни, сонату для скрипки с фортепиано и симфонию. С большим успехом были поставлены в Петербурге его оперы "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1886), "Дубровский" (1895) и "Франческа да Римини" (1903). Им написаны, сверх того, 3 струнных квартета и один квинтет, 2 фортепьянных трио и 1 квартет, скрипичная соната, 2 сюиты для виолончели с фортепиано, большое количество романсов и фортепьянных пьес, четыре симфонии, симфонический концерт для фортепиано, фантазия для фортепиано с оркестром, фантазия и сюита для скрипки с оркестром, народные танцы для оркестра, сюита для оркестра, симфоническая поэма "Восток", музыка к "Дон-Жуану" гр. А. Толстого. Как дирижер, Н. выделялся тщательно отделанным и обдуманным, вполне музыкальным исполнением, которому, однако, недоставало темперамента, увлечения, пафоса. Сочинения его обнаруживают отличную технику, прекрасно инструментованы, нередко красивы, но лишены яркой индивидуальности, являясь типичным образцом хорошей капельмейстерской музыки. - См. В. Ф. "Э. Ф. Н." (Санкт-Петербург, 1888); "Очерк" (издание журнала "Баян", 1888), а также статьи во "Всемирной Иллюстрации" (1875), "Ниве" (1876), "Музыкальном Свете" (1877) и "Русской Музыкальной Газете" (1898, № 9, и 1913, № 37).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».