Рыкаловы - семья драматических артистов. Василий Федотович Р. (1771 - 1813), "из актеров тульского наместничества", принят на службу дирекции Императорских театров в 1793 году. В Туле Р. слыл замечательным трагиком, и, явившись в Санкт-Петербург, был принят на амплуа благородных отцов. "Рычание" Р., однако, имело мало успеха. Смерть Крутицкого (см.) подала кн. Шаховскому мысль испробовать Р. в комических ролях; проба оказалась весьма удачной. Р. считается одним из лучших комиков русской сцены. Особенный успех Р. имел в пьесах мольеровских: Гарпагон, Жеронт ("Скапиновы обманы"), Журден ("Мещанин во дворянстве"), а также в "Модной лавке" Крылова (Сумбуров), "Полубарских затеях" кн. Шаховского (Транжирин) и др. Р. преподавал (с 1796 года) в Санкт-Петербургской театральной школе "русскую грамоту" и начальные правила "акции"; с 1800 года состоял режиссером русской труппы. Арендовал театральную типографию и придумал афишечную монополию Императорских театров, дожившую до наших дней. См. о Р. в "Воспоминаниях" С.П. Жихарева и в "Летописи русского театра" кн. Шаховского ("Репертуар русского театра" на 1840 год, кн. 11, примеч.). Его жена, Пелагея Р., играла с успехом роли комических старух; окончила курс в Санкт-Петербургском театральном училище; с 1798 года состояла на службе дирекции Императорских театров. Их дочь, Елизавета Васильевна (вып. 1823 года), впоследствии Марсель, нравилась в водевилях Н. Хмельницкого, а сын - Василий Васильевич (1798 - 1826) - комик, служил на московской сцене и исполнял с успехом роли мольеровских слуг. Его жена, Аграфена Гавриловна (умерла в 1840 году), сестра знаменитого комика Петра Гавриловича Степанова , исполняла роли первых любовниц в драме и комедии. Надежда Васильевна (родилась в 1824 году), дочь двух последних, смолоду была учительницей, но затем обратилась к сценической деятельности, к которой ее готовил дядя ее, П.Г. Степанов; дебютировала с успехом в "Елене Глинской" (1846) и была принята на сцену Московского Малого театра, который оставила после 45-летней службы в 1891 году. Шумный успех имела в пьесах Островского, особенно в роли Кабанихи. Роли свои Р. отделывала до мелочей. О Р. см. А.Н. Сиротинина "Артистическая семья" ("Русский Архив", 1887, кн. 7). Ум.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».