![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|---|
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
| Стороженко Алексей Петрович | |||||||||||
| Стороженко | |||||||||||
| Сторожевский Борис Николаевич | |||||||||||
| Сторожев Василий Николаевич | |||||||||||
| Столяров Александр Александрович | |||||||||||
Стороженко (Николай Ильич) - талантливый ученый, родился в 1836 г., воспитывался в Первой киевской гимназии и Московском университете, где окончил курс по историко-филологическому факультету. Был преподавателем в Александровском военном училище и 1-й московской гимназии, где в 1864 г. прочел пять публичных лекций о Шекспире. Этот писатель и его эпоха сделались предметом специального глубокого изучения для молодого ученого. Два года (1867 - 1869) Стороженко провел за границей, преимущественно в Англии. Плодом его занятий были - статья "Шекспировская критика в Германии" ("Вестник Европы", 1869, октябрь и ноябрь) и диссертация на степень магистра "Предшественники Шекспира" (Санкт-Петербург, 1872). Статья, написанная увлекательно и с горячей любовью к предмету, свидетельствовала о богатой эрудиции и литературном таланте. Обозревая судьбу шекспировских произведений в немецкой критике, Стороженко давал попутно прекрасные характеристики шекспировских типов и вообще шекспировского гения и написал ряд блестящих страниц из истории германской мысли в XIX в. В диссертации Стороженко впервые на русском языке была обрисована не только с ученым, но и с художественным талантом личность Марло. Автор не затруднялся делать экскурсии в области публицистики, если она помогала ему уяснить для читателей психологию писателя и человека; Белинскийпризывается в свидетели при суждении о Марло, натуре страстной, гениальной и многогрешной. "Напряженное участие", "лихорадочный интерес", какие чувствовал автор к своему предмету, до конца остаются характерными чертами всех произведений Стороженко и управляют его выбором. Стороженко писал и пишет только о том, во что можно вложить не только труд, но и настроение, о чем можно говорить с воодушевлением, с горячим сочувствием. В год выхода первой диссертации Стороженко был выбран советом Московского университета на кафедру Истории всеобщей литературы. И здесь, как в его занятиях английской драмой, ему суждено было явиться инициатором и стать хронологически и научно во главе преподавания Истории всеобщей литературы в Московском университете. До него предмет этот читался профессорами Истории русской литературы обходным путем; например Тихонравов под именем Истории новой русской литературы читал курс Истории французской литературы XVII и XVIII вв., причем собственно на долю Истории русской литературы приходились в конце курса лекции 3 - 4. Устав 1863 г. узаконил кафедру Всеобщей литературы, и Стороженко первый занял ее как специалист. В свои лекции он внес тот же литературный талант, ту же тонкость художественного чувства и то же гуманное направление, каким отличались его первые учено-литературные труды. В 1878 г. Стороженко защитил диссертацию на степень доктора: "Роберт Грин. Его жизнь и произведения". Книга разрабатывала вопрос новый даже для английской ученой литературы, делала в науку ценный вклад из вновь открытых документов и была по достоинству оценена в Англии: ее перевели на английский язык, и Стороженко был избран одним из вице-президентов Нового шекспировского общества (New Shakespeare-Society). С тех пор деятельность Стороженко шла двумя путями: чтение многочисленных лекций в университете, на женских курсах, в театральном училище, членство, потом председательство (с 1894 г.) в литературно-театральном комитете, - и одновременно множество оригинальных статей и редактирование переводных сочинений по Шекспиру (Женэ, Коха, Левеса, Брандеса). Под редакцией Стороженко вышли также "Испанская историческая литература" Тикнора и "Виктор Гюго и его время". Журнальные статьи Стороженко посвящены разнообразным вопросам по всем главным литературам Европы. Сами темы, выбираемые Стороженко, наглядно характеризуют направление его научно-литературной работы: "Философия Дон-Кихота" ("Вестник Европы", 1885, сентябрь), "Апостол гуманности и свободы - Теодор Паркер" (публичная лекция, изд. "Посредника", Санкт-Петербург, 1900), "Вольнодумец эпохи Возрождения" (Санкт-Петербург, 1897), "Поэзия мировой скорби", "Юношеская любовь Гете" (в "Сборнике в пользу голодающих", изд. "Русских Ведомостей"), "Шекспир и Белинский" ("Мир Божий", 1898, 3); "Личность Лермонтова" ("Русские Ведомости", 1891, 15 июля). В области шекспировской драмы каждая статья Стороженко обличает разностороннего, пока единственного в России знатока предмета. Стороженко принадлежит очерк по истории английской драмы до смерти Шекспира во "Всеобщей истории литературы" (ред. Корша
и Кирпичникова
). Менее обширные статьи: "О сонетах Шекспира" (актовая университетская речь, "Отчет", 1900) - капитальная работа, обнимающая в сжатой форме всю обширную литературу предмета; "Прототипы Фальстафа" ("Артист", 1891, № 15 - исчерпывающая психологическая и историко-культурная характеристика одного из самых сложных шекспировских типов). Рецензия на книгу Чуйко о Шекспире: "Дилетантизм в шекспировской критике" замечательна по обилию ученого материала и тонкости анализа. Стороженко написал еще: "Возникновение реального романа" ("Северный Вестник", 1892, 12), "Щепкин и Шевченко", о Баратынском
, о госпоже Сталь
и многое другое, а также ряд театральных отчетов в "Артисте" ("Артистки соперницы", "Макбет" - о спектаклях Росси ). В "Киевской Старине" Стороженко время от времени печатает ценные материалы из биографии Шевченко, извлекаемые им из Петербургских архивов. Стороженко неоднократно с большим успехом выступал как публичный лектор. Один из популярнейших людей в Москве, он является неизменным помощником и руководителем молодых ученых и начинающих писателей и всегда готов тратить свое время на всевозможные указания и хлопоты ради всякого, кто только нуждается в них. Назначенный библиотекарем в Румяцевский музей Стороженко в короткое время успел довести до образцовой полноты, какую только позволяли средства библиотеки, ее научные отделы и по собственной инициативе устроил особую общедоступную научно-популярную библиотеку читального зала, непрестанно обновляющуюся и имеющую свой особый капитал. С 1894 г. Стороженко состоял председателем Общества любителей российской словесности и деятельно устраивал его публичные заседания, нередко принимая личное участие в них. Умер в 1906 г. Ив. Иванов.
См. также статьи:
Ауэрбах Юлия Федоровна ;
Ермолова Мария Николаевна;
Россия, разд. История всеобщей литературы ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. Славистика ;
Шахов Александр Александрович .
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из
86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона(1890—1907 гг. ) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг. ). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
|
Знаете ли вы? Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге. Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел. Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь… Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере. Даль, Владимир Иванович Варламов, Александр Егорович Некрасов Николай Алексеевич Горький, Максим Жихарев Степан Петрович
Обольянинов Петр Хрисанфович Популярные биографии Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли |
|
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|---|
[О проекте]
[Оглавление]
[Россия]
[Портреты]
[Гербы]
[Звуки]
[Диск]
[Авторы]
[Ссылки]
[Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь]
[Русский Биографический Центр]
[Главная]
[Брокгауз]
[Половцов]
[Портретная галерея]