Ермолова Мария Николаевна - известная русская артистка. Родилась в Москве 3 июля 1853 г., в семье, несколько поколений которой служили при театре; отец ее был суфлером московского Малого театра. Ермолова детство провела в бедности, в мрачной обстановке. В 1862 г. поступила в театральную школу в балетное отделение, но вскоре в ней проснулось сильное влечение к драме, и она стала со своими подругами разыгрывать сцены из современных драм. Эти забавы "Машеньки", как звали ее подруги, развлекавшие от балетной скуки, были, по-видимому, довольно серьезны. Сама Ермолова потом говорила: "Несмотря ни на что, во мне всегда жила непоколебимая уверенность, что я буду первой актрисой... Эта уверенность никогда не покидала меня". Однако актер Самарин , после нескольких уроков, отослал ее обратно в балет, сказав, что настоящее ее дело - плясать "у воды", а не быть актрисой; у нее были угловатые манеры и грубый голос. 16-ти лет Ермолова случайно выступила на сцене Малого театра, в Эмилии Галотти, заменив внезапно заболевшую Г.Н. Федотову. После первых произнесенных Ермоловой слов в театре раздались рукоплескания: всех поразил ее мощный, почти мужской голос, "идущий из груди и отдающийся в сердце". "Меня кто-то толкнул сзади... и я была на сцене, - говорит Ермолова про свой дебют. - Мне казалось, будто я провалилась в какую-то дыру... я была в сумасшедшем страхе. Перед глазами вместо зрительного зала - громадное черное пятно, а на нем каких-то два огня... Я сама не знаю, как произнесла первые слова... Раздались громкие аплодисменты. Это меня поразило и испугало. Я не понимала, в чем дело" (о дебюте Ермоловой см. "Русскую Летопись" 1870 г., № 6, и "Московские Ведомости" 1870 г., № 26). Несмотря на успех, ей не давали ответственной роли. Она несколько лет играла ничтожные роли, пока упорным трудом и несокрушимой настойчивостью не завоевала себе положения. Когда она в 1896 г. праздновала свой 25-летний юбилей, она считалась уже одной из первых артисток не только в России, но и в Европе. Ермолова давно имеет звание заслуженной артистки Императорских театров и продолжает играть в Москве с той же силой, с какой она выступала впервые в 1870 г. Она прежде всего сильно-трагическая актриса; чувства грусти и печали, навеянные, быть может, ее безотрадным детством, она выражает особенно ярко. Главное свойство ее таланта - героизм. Могучий голос, сильная мимика, благородство создали из нее лучшую исполнительницу таких ролей, как, например, Жанна д'Арк в "Орлеанской Деве" (1884). В каждом созданном ею типе она выдвигает на первый план положительные стороны характера; отрицательные типы в ее исполнении выходят смягченными и не резкими. Так, например, ее Мессалина вызывает не ужас, а сострадание ("Ария и Мессалина" Виллебрандта). Некоторые поклонники Ермоловой видят в этой идеализации типов сознательное служение артистки идее прекрасного. Ермолова является вполне законченной артисткой и в области чисто характерных ролей. Когда нужно, она умеет забывать себя и передавать чужой характер и жить чужой жизнью с полной правдивостью даже в мелочах. В молодости ей ставили в вину некоторую угловатость манер и вообще пренебрежение сценической пластикой. В настоящее время игра ее и в этом отношении достигла большого совершенства. Она знает жизнь и людей и при громадном таланте никогда не переставала работать и мыслить. Ермолова играла Лопе де Вега, Расина, Шекспира, Шиллера, Гюго, Писемского, Островского (Негину в "Талантах и Поклонниках"), всего более двухсот ролей. Из новейших ее ролей выдаются Беата в пьесе Зудермана "Да здавствует жизнь", фру Альвинг в "Призраках" Ибсена, Сафо в пьесе А. Доде. К новой северной, так называемой "психологической", драме Ермолова относится отрицательно, считая ее задачу искажением театра. Н.И. Стороженко выразился про Ермолову так: "Ермолова - это страстная любовь к свободе и столь же страстная ненависть к тирании" ("Овечий Источник" Лопе де Вега). - См. "Ежегодник Императорских театров" 1895 - 1896 гг.; Н. Эфрос "Ермолова" (по поводу 25-летия ее артистической деятельности); "Ежегодник Императорских Театров" 1901 - 02 гг., стр. 23. Арк. Пресс.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».