Игровой тест «Русская история в портрете»

Профессиональная разработка электронного учебного контента — 2017

Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Хвощинская-Заиончковская Надежда Дмитриевна


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Хвощинская София Дмитриевна

Хвощинские

Хвощинская Прасковья Дмитриевна

Хемницер Иван Иванович

Хвостовы

Херасков Михаил Иванович

Хвостова Екатерина Александровна

Херасков Михаил Матвеевич

Хвостова Александра Петровна

Хераскова Елизавета Васильевна

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Хвощинская-Заиончковская (Надежда Дмитриевна, В. Крестовский - псевдоним) - известная русская писательница. Родилась 20 мая 1825 г. в Рязанской губернии, в семье небогатого чиновника из дворян. Отец Х. был обвинен в растрате казенных денег и лишился места и своего небольшого состояния, проданного для пополнения растраты. Первые годы Х. прошли в очень тяжелой материальной обстановке, которая скрашивалась самоотверженной любовью матери. Воспитание Х. получила дома; с 13 лет она брала уроки у семинариста, готовившего ее брата к поступлению в корпус. Еще в детстве Х. перечитала все, что можно было найти в библиотеке отца, и вместе с сестрой (впоследствии тоже романисткой, писавшей под псевдонимом Весеньев) и братом составляла рукописный журнал, а позднее писала исторические романы. С помощью матери она изучила французский язык; Гюго сделался властителем дум ее юности. Живя в Москве, в доме дяди, Х. изучила итальянский язык и зачитывалась Шиллером. Сильное влияние на нее имел Белинский . Первыми ее печатными опытами были стихотворения, которые она помещала в 1847 и 1848 годах в "Иллюстрации" и "Литературной Газете"; за ними последовали прозаические произведения, вскоре доставившие ей известность и независимое положение в семье. Живя в Рязани, где отец ее снова получил место, и лишь наезжая в Петербург, Х. работала в "Отечественных Записках", "Литературной Газете", "Пантеоне" и "Русском Вестнике". Смерть отца сделала Х. и ее сестру Софью опорой семьи, в которой после смерти Софьи Х. осталась единственной работницей. В Рязани Х. познакомилась с Салтыковым, который служил там вице-губернатором; позднее между ними установились дружеские отношения. В половине 1860-х годов с Х. познакомился известный поэт Щербина , который влюбился в нее и делал ей предложение. В 1865 г. умерла сестра Х., Софья (Весеньев); вскоре после того Х. вышла замуж за врача И.И. Заиончковского. Заиончковский был значительно моложе ее; в Рязань он был выслан по политическому делу и сблизился с Х. у постели ее умиравшей сестры. Семейная жизнь Х. не была счастливой. Заиончковский оказался плохим семьянином; Х. очень снисходительно относилась к его увлечениям и сохранила к нему до конца дружеское чувство. Большей частью Заиончковский жил, лечась, за границей, где и умер в 1872 г. от скоротечной чахотки. Последние годы жизни Х. провела в Санкт-Петербурге. Несмотря на свою известность и постоянную литературную работу, Х. в конце жизни нередко нуждалась; даже похоронить ее пришлось на средства литературного фонда. Она умерла в июне 1889 г. на даче в Старом Петергофе и похоронена там же. Х. принадлежит к числу самых плодовитых русских писательниц; она работала в области романа, повести, драмы, лирики, выступала в качестве критика и переводчицы. Пользуясь библиографической работой г. Я. ("Русская Мысль" за 1890 г. № 7), приводим перечень главных трудов Х. В 1850 г. она напечатала повести "Анна Михайловна" и "Сельский учитель" в "Отечественных Записках" и драматическую фантазию "Джулио" в "Пантеоне". В 1852 г. - повести "Еще год" и "Искушение" в "Отечественных Записках"; "Утренний визит", провинциальная сцена, в "Пантеоне". В 1853 г. - повести "Несколько летних дней" ("Отечественные Записки") и "Деревенский случай" ("Пантеон"), роман "Кто остался доволен" ("Отечественные Записки"), "Решительный час", сцена (там же). В 1854 г. - роман "Испытание" ("Отечественные Записки") и "В дороге", рассказ, в "Санкт-Петербургские Ведомости". В 1855 г. - деревенская история "Фразы" в "Отечественных Записках". В 1856 г. - романы "Последнее действие комедии" и "Свободное время", в "Отечественных Записках". В 1857 г. - роман "Баритон" и "Из связки писем, брошенной в огонь" ("Отечественные Записки"). В 1858 г. - повесть "Старое горе" и рассказ "Братец" ("Отечественные Записки"). В 1859 г. - повесть "Недописанная тетрадь" ("Отечественные Записки"). В том же году появилось шеститомное издание "Романов и повестей" В. Крестовского . В 1860 г. Х. напечатала романы "Встреча" в "Отечественных Записках" и "В ожидании лучшего" в "Русском Вестнике". В 1861 г. появилась повесть "Пансионерка" ("Отечественные Записки"). В 1862 г. - повесть "Стоячая вода" ("Русский Вестник") и рассказ "За стеной" ("Отечественные Записки"). В 1864 г. - повести "Домашнее дело" ("Отечественные Записки") и "Старый портрет - новый оригинал" ("Библиотека для Чтения"). К 1865 г. относится роман "Недавнее" ("Отечественные Записки"). В 1866 г. вышли 7-й и 8-й тома "Романов и повестей". В 1868 г. появилась повесть "Два памятных дня" ("Отечественные Записки"). В 1869 г. - повесть "Первая борьба" ("Отечественные Записки"). В 1870 г. - роман "Большая Медведица" ("Вестник Европы"). В 1874 г. - отрывки "Счастливые люди" ("Отечественные Записки") и "Альбом" ("Вестник Европы"). В 1876 г. - рассказ "На вечере" ("Отечественные Записки"). В 1877 г. - "Из записной книжки" и "Между друзьями" ("Отечественные Записки"). В 1878 г. напечатана в "Отечественных Записках" первая часть неоконченного романа "Былое". В 1879 г. - рассказ "Свиданье" в "Отечественных Записках". В 1880 г. вышли в свет два первых тома "Повестей" и сборник "Очерки и рассказы", в 1881 г. - третий том "Повестей", в 1882 г. - вторая книга "Очерков и рассказов", в 1883 г. - четвертый том "Очерков и рассказов"; тогда же был напечатан рассказ "Здоровые" в "Отечественных Записках". В 1885 г. напечатан в "Северном Вестнике" роман "Обязанности" и вышел в свет сборник "На память". В 1887 г. - рассказ "Жить, как люди живут" ("Вестник Европы"). В 1889 г. появился в "Русских Ведомостях" отрывок "Вьюга". Стихотворения Х. появлялись в журналах до 1858 г. "Критические очерки" Х. вела в "Отечественных Записках", под псевдонимом Поречникова, и позднее, под разными псевдонимами, в "Русских Ведомостях". Первые критические отзывы Х. были, в общем, неблагоприятны; затем, после сочувственных статей Е. Тур ("Русская Речь", 1861, № 12) и Боборыкина ("Библиотека для Чтения", 1863, № 2), литературная деятельность Х. встретила резкое осуждение в статье Шелгунова : "Женское бездушие" ("Дело", 1870, № 9). Автор этой статьи признавал общий тон произведений Х. реакционным, философию ее - проповедующей всем слабым "смирение и покорность". Почти столь же суровым было отношение к произведениям Х. г. Скабичевского ; в статье "Волны русского прогресса" ("Отечественные Записки", 1872, № 1) он объясняет возрастание успеха Х. в 70-х годах начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости; так называет автор пристрастие Х. к "идеальным" героям и героиням. Впоследствии и Шелгунов, и Скабичевский значительно изменили свое отношение к Х. В конце 70-х и начале 80-х годов сочувственное отношение критики к Х. окончательно установилось. М. Протопопов в "Русском Богатстве" (1880, № 3), признал талант Х. не стареющим, а крепнущим с годами. Еще более симпатичным был отзыв г. Боборыкина ("Слово", 1879, № 7), находившего, что и на Западе нет, за исключением Джорджа Элиота, такой современной писательницы, как Х.К. Арсеньев, в "Вестнике Европы" 1885 г., ставит имя Х. наряду с именами Жорж Занд, Кэррер Белль и Джорджа Элиота. Столь же лестным был отзыв о Х. Н.К. Михайловского , в рецензии на роман "Обязанность". Сочувственно отнеслась к Х. в конце ее литературной деятельности и критика противоположного литературного лагеря, как например, рецензент "Русского Вестника" (1880, № 10). В итоге, отзывы критики сводились к признания за Х. оригинального, хотя и не особенно яркого таланта, стойкой преданности прогрессивному миросозерцанию и искреннего, теплого чувства, проникающего все ее произведения. Наряду с этим почти все критики признавали некоторую узость наблюдений Х. и некоторую сочиненность ее идеальных лиц. "На г. Крестовском, - читаем мы в рецензии Н.К. Михайловского, - повторилась очень известная в нашей литературе история. "Злые персонажи" его произведений - живые, хотя и скверные люди, а персонажи "добродетельные" чрезвычайно скучны, как манекены... Его добродетельные герои добродетельны до сверхъестественного, добродетельны, как пропись, как букварь, и именно потому в них очень мало человеческого". В одной из новейших работ о Х. г. Протопопов ("Женское творчество", "Русская Мысль", 1891) делает такую характеристику того момента в общественном развитии, выразителем которого явилась Х.: "Произошел переворот в понятиях, который должен был впоследствии привести к перевороту в нравах. Общество стало понимать, что казнокрадство и патриотизм - вещи несовместимые; что низкопоклонство перед высшими и высокомерие перед низшими совершенно неправильно называть умением жить, что честность и бескорыстие - не то же, что ротозейство и глупость, что фамусовщина и чичиковщина совсем напрасно пользуются репутацией благонамеренности, что светильник ума надо держать на столе, а не под столом; что шапками нельзя сражаться и на одну "подоплеку" нельзя возлагать всех надежд. Переход от ветхозаветной домостроевской морали к морали этого рода был огромным прогрессом, и выразителем этого фазиса развития была Заиончковская". Талант Х. - живой и искренний, но далеко не первоклассный. Образы ее не запечатлеваются в памяти; больше захватывает она задушевностью тона. Современным людям романы Х. говорят очень мало. Литература. В. Семевский ("Русская Мысль", 1890, № 10, 11, 12); Арсеньев "Критические этюды" (т. I); А. Григорьев "Сочинения" (I, 51); К. Аксаков ("Русская Беседа", 1857, № 1); Шелгунов ("Дело", 1870, № 9); Боборыкин ("Слово", 1879, Т 7); Протопопов ("Русская Мысль", 1891, 1893, № 2); Скабический "Сочинения" (т. 1) и "История новой русской литературы"; Чуйко ("Наблюдатель", 1889, № 1); Южаков ("Северный Вестник", 1887, № 1); воспоминания о Х. ("Русская Старина", 1897 - 98). Н. Коробка.

См. также статьи:
Крестовский ;
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Стерн А. В. ;
Хвощинская Прасковья Дмитриевна ;
Хвощинская София Дмитриевна .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2024
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»