Корелин, Михаил Сергеевич - талантливый историк (1855 - 1899). Родился в зажиточной крестьянской семье московской губернии, окончил курс в Московском университете по историко-филологическому факультету. В 1885 - 1887 годах Корелин находился в командировке за границей, преимущественно в Италии. С 1889 года читал лекции (сначала - по истории искусства) в Московском университете, в качестве приват-доцента. За диссертацию "Ранний итальянский гуманизм и его историография", ввиду ее выдающихся достоинств, получил прямо степень доктора всеобщей истории (см. статью Н. Кареева: "Итальянский гуманизм и новый его исследователь", в "Вестнике Европы", 1893 год), после чего был назначен профессором всеобщей истории в Московском университете. До закрытия высших женских курсов В.И. Герье читал их слушательницам историю; в 1889 - 1890 и 1891 - 1892 годах принимал участие в систематических курсах публичных лекций. Главный научный интерес Корелина направлен был на культурную историю, в связи с историей литературы и искусства. Уже на студенческой скамье он занялся легендой о Фаусте и написал работу, за которую получил золотую медаль (одна глава этой работы напечатана в "Вестнике Европы" за 1882 год). Затем он сосредоточился на итальянском гуманизме. Вышеупомянутый капитальный труд его содержит в себе массу нового материала, между прочим по рукописным источникам, и освещает многие стороны изучаемого автором явления. Смерть помешала ему продолжать свою работу; он успел только издать несколько статей (в сборнике "Очерки итальянского Возрождения", 1896, и в журнале "Вопросы философии и психологии", с 1897 года), да кое-что было напечатано после его кончины ("Русская Мысль", 1899). Публичные курсы Корелина, помещенные в "Русской Мысли" за 1890 и 1892 годы: "Важнейшие моменты в развитии средневекового папства" и "Культурный кризис в Римской империи", вышли потом отдельными книгами. В последние годы жизни Корелин занялся популяризацией культурной истории в лекциях, читанных для воспитанников средних учебных заведений ("Египетские боги и их храмы", "Миланский собор и его строители" и другие) и мечтал о народных изданиях по всеобщей истории. Он участвовал в 82-томном "Энциклопедическом Словаре" Брокгауз - Ефрона. В I томе второго издания "Раннего итальянского гуманизма" (1914) имеется полный список трудов Корелина и перечень статей о нем (В.И. Герье, В.П. Бузескула, В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, П.А. Конского и других), а также общая его характеристика. Н. Карпев.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».