Лонгинов, Михаил Николаевич - историк литературы и административный деятель (1823 - 1875). Учился в Александровском лицее, потом на юридическом факультете Петербургского университета. Был членом тульского губернского по крестьянским делам присутствия, крапивенским уездным предводителем дворянства, орловским губернатором. Был секретарем общества любителей российской словесности (1859 - 1864) и в это время, по выражению Н.П. Гилярова-Платонова, "выставлял себя самым ярым защитником свободного слова и самым резким порицателем цензурного учреждения". Впоследствии, занимая пост начальника главного управления по делам печати (1871 - 1875), он "озлоблением дышал", по словам того же Гилярова, "против печати, видел в ней как бы личного врага". Он был создателем правил 31 мая 1872 г., сильно ухудшивших положение печати. В 1850-х годах Лонгинов помещал в "Современнике" стихотворения под псевдонимом Скорбный поэт; ему же принадлежит повесть "Широкая натура". В "Современнике" же, в 1856 г., Лонгинов начал свои "Библиографические заметки" о русских писателях XVIII и XIX веков. Такие же литературно-биографические разыскания он печатал потом в "Русском Вестнике" 1857 - 1860 годов, "Русском Архиве" 1863 - 1865 годов, в "Русской Старине" 1870 г., всегда сообщая ценные новые материалы. Под редакцией Лонгинова вышли "Письма Карамзина к А.Ф. Малиновскому и Грибоедова к С.Н. Бегичеву" (М., 1860). Отдельно изданные его труды: "Неизданные материалы для истории царствования Екатерины Великой" (М., 1858); разбор "Истории Петра Великого" Устрялова (М., 1859); "Граф Д.Н. Блудов" (М., 1864); "Русский театр в Петербурге и Москве" (1873, XXIII т. "Записок Императорской Академии Наук"); "Новиков и московские мартинисты" (М., 1867). Общее понимание масонства в этой последней книге узко, порою превратно, но фактический материал богат и складывается в широкую картину общественной жизни при Екатерине II; в приложениях напечатаны важные документы. Собрание сочинений Лонгинова предпринято Л.Э. Бухгеймом, под редакцией П.К. Симони (М., 1915). - Ср. "Антиквар" (1902, № 5 - 7, библиография Лонгинова); "Библиограф" (1892, № 2); "Сборник Общества любителей российской словесности на 1891 г." (воспоминания Н.П. Гилярова-Платонова); "Словарь членов Общества любителей российской словесности" (М., 1912). Н. П-в.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».