Храповицкий (Александр Васильевич, 1749 - 1801) - сенатор, статс-секретарь императрицы Екатерины II, автор записок. По окончании курса в кадетском корпусе, Х. в 1766 г. поступил в действительную службу подпоручиком, в 1772 г. был в штате фельдмаршала графа К.Г. Разумовского генерал-аудитор-лейтенантом; перейдя на службу в сенат, был "у генерал-прокурорских дел" сначала секретарем, потом обер-секретарем; в конце 1781 г. назначен управляющим экспедицией о государственных доходах и расходах, учрежденной при сенате, а в 1783 г. - в число статс-секретарей императрицы, или, как тогда говорилось, "у принятия челобитен". После путешествия императрицы в 1787 г., в котором Х. участвовал и вел его журнал, Екатерина II приблизила его к себе, давала ему обыкновенно особые поручения самого разнообразного характера, сделала его советчиком и сотрудником в ее литературных и исторических трудах, поручала ему исправлять слог в некоторых ее произведениях, составлять для них стихотворные части, подыскивать книги и географические карты, просматривать переводы на французский и т. п. Нередко императрица совещалась с ним по важным делам политики внешней и внутренней и особенно по делам финансовым и экономическим, в которых он считался специалистом. Через руки Х. проходили разные представления от комиссии о строениях, планы относительно медной монеты и прочее. В 1786 г. он составил карантинное положение, а в 1787 г. расследовал и исправил недостатки в управлении казенной суконной фабрикой в Ямбурге. По случаю обнаружения в 1789 г. беспорядков и хищений в театральном управлении, Х. вместе с Соймоновым были назначены ревизорами, а затем директорами театров, но уже в 1791 г. оба они были удалены от этих должностей по жалобе актрисы Урановой, которой они препятствовали вступить в брак с актером Сандуновым, из угождения графу Безбородко , ухаживавшему за Урановой. Первое время после этого императрица была холодна к Х., но затем вернула ему свое расположение и он по-прежнему исполнял все свои прежние обязанности при государыне до 2 сентября 1793 г., когда был сделан сенатором. Х. был дружен с графом А.М. Мамоновым , графом А.А. Безбородко и Завадовским, пользовался расположением князя Потемкина и вообще умел ладить со всеми; императрица, часто награждавшая его денежными подарками, "удостаивала его даже очень любезных шуток и большой откровенности во многих совершенно интимных делах". Литературная деятельность Х. началась в 1762 г., когда был напечатан его перевод с французского: "Похождения Неоптолема, сына Ахиллесова". В журнале "Всякая Всячина" Х. поместил несколько статей без подписи и, между прочим, письмо, за подписью "Девица", в котором нападает на Лукина , напечатавшего в 1768 г. "Тесть и зять", сочинение Колле, и "Разумный Вертопрах", Баусси. Об этом письме, а также и других своих произведениях, Х. с большой похвалой отзывается в журнале "И то и се". В журнале "Вечера" (часть II, 1773) Х. поместил "Епистолу к новому кафтану", подражание французскому. По сведениям Лонгинова Х. принадлежат напечатанные в "Аонидах" (книга III): идиллия "Пленяся Делией", "Жизнь человеческая", "Восторг", подражание оде Лебрена, песня: "Как жидки виноградны лозы" и несколько басен, подражание Лафонтену. Кроме того, он написал трагедию: "Идамант" и оперу "Песнолюбие". Державин, Дмитриев, Хвостов и Княжнин высоко ценили ум и литературные способности Х.; они охотно обменивались с ним стихотворными посланиями, часть которых напечатана Сушковым в сборнике "Раут" на 1854 г., а также в биографическом очерке Н.П. Барсукова , в предисловии к "Дневнику". В 1760-х годах Х. преподавал русский язык Радищеву. Но не служебная карьера и не указанная выше литературная деятельность сохранили навсегда память о Х.: замечателен он как автор в высшей степени драгоценных "Памятных Записок", которые первоначально были напечатаны в "Отечественных Записках" Свиньина, в VII, XVIII, XX, XXI, XXIV, XXVII, XXXI и XXXIII частях, с большими пропусками, затем полнее Н. Геннади в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", за 1862 г. и наконец, по подлинной рукописи, поднесенной в 1837 г. племянником Х., Н.В. Сушковым, императору Николаю I - Н. Платоновичем Барсуковым в 1874 г., под заглавием: "Дневник", отдельным изданием, которое напечатано в "Русском Архиве" за 1901 г. "Дневник" обнимает период времени с 18 января 1782 г., когда Х. впервые был представлен императрице и начал понемногу приготовляться к своим будущим обязанностям, до 7 марта 1793 г. Главное содержание его составляют заметки автора о том, что говорила и делала императрица; о себе автор говорит лишь крайне редко, о других лицах - лишь тогда, когда сообщаемое о них так или иначе касается императрицы. "Дневник" расположен по числам и дням и с внешней стороны остался совершенно необработанным; попадаются даже отдельные, отрывочные, часто грамматически незаконченные фразы; тем не менее от него "веет необыкновенной жизненной правдой и замечательной наблюдательностью"; автор сумел дать ряд драгоценных наблюдений, разъясняющих нам настроение императрицы Екатерины II в шведскую войну, ее отношение к французской революции и вообще всю внутреннюю жизнь императрицы за последний период ее царствования. Многие замечания, которые мы находим у Х., имеют большое значение для суждения и о предшествовавшем периоде в жизни и деятельности Екатерины II. В "Русском Архиве" за 1872 г. напечатаны с примечаниями П.И. Бартенева собственноручные письма и записки Екатерины II к Х. (1783 - 1793), которые имеют большое значение для суждения о литературных занятиях императрицы, и как комментарий к "Дневнику". В этом последнем значении любопытны и "вновь найденные бумаги" Х., напечатанные в "Историческом Вестнике" (1880, том I). Рукописи Х., а также переписка его, хранятся в московском публичном и Румянцевском музеях. См. "Дневник" Храповицкого (издание Н.П. Барсукова, поместившего в предисловии его биографию); статью Сушкова в "Рауте" (1854, стр. 125 - 162); "Сочинения Державина", под редакцией Я.К. Грота (тома I, II и VI); "Записки" И.И. Дмитриева.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».