Сандунов (Николай Николаевич, 1768 - 1832) - юрист. Окончил курс в Московском университете; был учителем гимназии, потом обер-секретарем 6-го департамента прав Сената и профессором Московского университета, заняв, после Горюшкина, кафедру гражданского и уголовного судопроизводства. Он явился прямым продолжателем своего предшественника по приемам преподавания и по взглядам на задачу "законоискусника". Последняя, по мнению С., заключалась прежде всего в твердом и ясном знании существующих законов и в умении разбираться в делах как административных, так и чисто юридических. С. не терпел "фантасмагории и всякого пустолюбия", "широковещательных теорий", "мечтательности" и "цветистого изложения мнений": "излишняя красивость штиля не нужна нисколько; она относится к игре ума и воображения; дело требует только изъяснения от ума и соображения существа дела с законами выходящего". Свою аудиторию С. обратил в судебное присутственное место, распределив между слушателями должности, начиная с писца до губернаторов и обер-секретарей, а сам был председателем. Занятия состояли в разборе и решении дел, подготовленных заранее слушателями-канцеляристами. Умело руководя прениями и поддерживая строгую дисциплину в аудитории, С. учил студентов, однако не одному делопроизводству, а прежде всего основным началам правосудия, правде материальной, а не формальной, преследуя всякие юридические извороты и кривосудие: "голос судьи есть голос правительства, а основание власти и всех учреждений его есть сила, разум и существенное подданных благосостояние". С. верил в "дух законов, как пружину, движущую все сословия в деяниях их к одной цели, к благу общественному". Не ограничиваясь проповедью этих начал в аудитории, С. открыл двери своей квартиры для всех, ищущих правосудия, и стал "оракулом Москвы", разъясняя, с помощью избранных студентов, приходившим за юридическим советом лицам их права и обязанности и склоняя их прежде всего к миролюбивому окончанию споров. Не терпя "цветистого изложения мнений" и насмехаясь над стремившимися к нему студентами ("ты здесь не годишься, шел бы ты, батенька, в стихотворцы"), С. сам, однако, писал драмы и переводил стихи. Ему принадлежат: "Отец семейства", драма по распол. барона Геммингена (Москва, 1794 и 1816), "Царский поступок" (Москва, 1817) и перевод шиллеровских "Разбойников". Юридические труды С.: "Слово о необходимости знать законы гражданские и о способе учить и учиться Российскому законоведению" (торжественная речь в 1822 году) и "Правая грамота по вотчинному делу в 1557 году производившемуся" Москва, 1830). В. Н.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».