Сухомлинов (Михаил Иванович) - известный историк литературы. Родился в 1828 г. в Харькове, где отец его был профессором химии. В 1848 г. окончил курс в Харьковском университете по историко-филологическому факультету, в 1852 г. там же получил степень магистра и назначен адъюнктом Санкт-Петербургского университета по кафедре русской литературы, в 1856 г. получил степень доктора славяно-русской филологии, в 1860 г. назначен эстраординарным, в 1864 г. ординарным профессором Санкт-Петербургского университета. В 1872 г. избран академиком, с 1899 г. председателем II отделения Академии Наук, а с 1900 г. - также и вновь учрежденного разряда изящной словесности. Состоит почетным членом Санкт-Петербургского, Киевского, Харьковского и Казанского университетов. Отдельно напечатал: "Взгляд на исторический ход русской драмы" (Харьков, 1850), "О древней русской летописи как памятнике литературном" (Санкт-Петербург, 1856), "О сочинениях Кирилла Туровского" (Санкт-Петербург, 1858); "Повесть о суде Шемяки" (1873); "История российской академии" (8 т., 1874 - 1888), "А.Н. Радищев" (1883), "А.С. Кайсаров" (Санкт-Петербург, 1897). В "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Записках Академии", "Историческом Вестнике" и др. Сухомлинов поместил ряд ценных исследований и отдельных очерков ("Материалы для истории просвещения в царствование императора Александра I", этюды о Ломоносове, Новикове , Радищеве, Пушкине, Аксакове и др.), которые собраны в 2 т. под заглавием "Исследования и статьи по русской литературе и просвещению" (Санкт-Петербург, 1889). Редактирует академическое издание сочинений Ломоносова (вышло 4 т.) и "Материалы для истории Академии Наук" (вышло 9 т.). Самый капитальный из трудов Сухомлинова - "История российской академии" - представляет собой ряд обширных монографий о писателях и ученых конца XVIII и начала XIX столетий. По общему складу своих литературно-общественных взглядов Сухомлинов остается верен тому гуманистическому направлению, которое его захватило еще тогда, когда он студентом зачитывался Белинским и окрепло в возбужденную эпоху конца 50-х гг. Сухомлинов - искренний сторонник всяких просветительных начинаний и умеренно-прогрессивного нашего приближения к общеевропейским формам гражданской жизни. С. В.
Примечание: умер в 1901 году.
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».