Игровой тест «Русская история в портрете»


Чайковский Петр Ильич Екатерина II Кутузов Михаил Илларионович Менделеев Дмитрий Иванович Серов Валентин Александрович Серебрякова Зинаида Евгеньевна Глинка Михаил Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Спасович Владимир Данилович


ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Соц Иван Васильевич

Спасский Анатолий Алексеевич

Соц Василий Иванович

Спасский Василий Лукич

Сохоцкий Юлиан Васильевич

Спасский Григорий Иванович

Сохацкий Павел Афанасьевич

Спасский Михаил Федорович

Соханская Надежда Степановна (Кохановская)

Спасский Петр Никанорович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)



Спасович (Владимир Данилович) - выдающийся юрист и многосторонний писатель, сын доктора, родился в 1829 г. в Минске от православного отца, учился в минской гимназии с обязательным по всем предметам русским языком, но воспитание получил польское. В Санкт-Петербургском университете, в котором Спасович слушал лекции по юридическому факультету с 1845 по 1849 г., учащиеся вне аудиторий группировались по национальностям, и Спасович, с другими уроженцами западных губерний, примкнул к кружку польских студентов. Из русских учено-литературных кружков теснее всего примкнул к кружку Кавелина , а позднее - "Вестник Европы". С 1857 г. Спасович читал в Санкт-Петербургском университете лекции по уголовному праву, в 1861 г., с временным закрытием университета, оставил эту кафедру; был затем преподавателем уголовного права в училище правоведения, но вскоре, прекратив навсегда свою профессорскую деятельность (1864), посвятил себя адвокатуре, в которой занимает одно из первых мест, и много лет избирался в состав совета присяжных поверенных округа санкт-петербургской судебной палаты. Юридические труды Спасовича относятся к области как гражданского, так и уголовного права. Главные из них: "О правах нейтрального флага и нейтрального груза" (Санкт-Петербург, 1851); "Об отношениях супругов по имуществу по древнему польскому праву" (Санкт-Петербург, 1857); "О праве литературной собственности" (Санкт-Петербург, 1861); "О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством" (Санкт-Петербург, 1861); "Учебник уголовного права" (Санкт-Петербург, 1863); "Права авторские и контрафакция" (Санкт-Петербург, 1865); "Черногория и законник Богишича" ("Вестник Европы", 1889, № 2); "Новые направления в науке уголовного права" (Санкт-Петербург, 1898); "Вопросы, возбуждаемые новейшими проектами преобразований акционерного законодательства в России" ("Русское Экономическое Обозрение", 1900, № 3). Рядом с юридическими вопросами Спасовича глубоко занимают вопросы литературные и политические. Он написал ряд столько же блестящих, сколько содержательных и глубоко продуманных статей о Гамлете, о предшественниках Байрона, о байронизме у Пушкина и Лермонтова и у Мицкевича - "Пушкин и Мицкевич у памятника Петра Великого", статью о дружбе Шиллера и Гете и др. Критические очерки Спасовича печатались главным образом в "Вестнике Европы", и все они, как и другие его труды и главные судебные речи, вошли в состав полного собрания его "Сочинений" (т. I - IX, Санкт-Петербург, 1889 и сл.), которому предшествовал сборник статей и речей "За много лет" (Санкт-Петербург, 1879). Как историк литературы и публицист, Спасович равно принадлежит как русской, так и польской литературам. Между прочим, он участвовал в работах по изданию "Volumina le gum", предпринятому Огрызко (XXI, 710), и трудился над подготовкой критического издания Литовского Статута, но последнее, вследствие закрытия типографии Огрызко, не осуществилось. Для предпринятой А.Н. Пыпиным "Истории славянских литератур" (Санкт-Петербург, 1865; 2-е изд., 1879 - 1881) Спасович составил очерк истории польской литературы. В своем очерке Спасович исходит из того положения, что выработанные историей национальные особи в мире славянском разнятся столько же темпераментами, сколько и идеалами, и что если бы правильное знакомство с польскими идеалами, запечатлевшимися в польской литературе, получило распространение в русском обществе, то этим сделан был бы громадный шаг к взаимоуважению, а следовательно, и к сближению двух культур, разделенных китайской стеной предубеждений, несмотря на солидарность национальных интересов. Такова точка зрения, которую Спасович проводит как в своих историко-литературных, так и в публицистических трудах. Он может считаться главой той фракции польского общества, которая стремится к русско-польскому сближению и органом которой является журнал "Kraj", издаваемый с 1883 г. в Петербурге; одним из основателей его был Спасович. С 1876 г. он издает ежемесячный журнал "Athenaeum", выходящий в Варшаве. Кроме названных, отдельно издал "Жизнь и политика маркиза Велепольского" (Санкт-Петербург, 1882). Спасович перевел с латинского языка рукопись сочинения польского историка XVI века Свентослава Ормельского "Восемь книг Безкоролевия от 1572 по 1576 год" (Санкт-Петербург, 1856). Собрание его сочинений на польском языке издано в 7 томах ("Pisma", Санкт-Петербург, 1892 - 1899). Национальные интересы, однако, ни в каком случае не составляют главной черты литературных и публицистических взглядов Спасовича. Он, по преимуществу, проповедник общеевропейских культурных идеалов и неумолимый враг шовинизма и клерикализма. Z.
Спасович как судебный оратор и ученый. Спасович - один из самых выдающихся деятелей русской адвокатуры, которой он посвятил себя с самого введения в России судебной реформы в 1866 г., примкнув к числу первых, получивших звание присяжного поверенного при санкт-петербургской судебной палате. Неоднократно избираемый в товарищи председателя и председатели совета присяжных поверенных санкт-петербургского округа, Спасович много поработал для регламентации отношений последних к публике и к поручаемым им делам, в смысле требований строгой профессиональной этики. Выступая в качестве защитника, а иногда и гражданского истца, в ряде выдающихся уголовных дел, Спасович явился не только своеобразным, глубоким и талантливым представителем адвокатуры, но и всей своей деятельностью на этом поприще преподал достойные самого внимательного изучения приемы и способы, согласные с непосредственными целями и, вместе с тем, - с общественными задачами адвокатуры. Полное собрание его сочинений содержит в себе пять томов речей, из которых представляется возможным вывести, в известной системе, его взгляды на теорию и практику деятельности судебного оратора. Так, выделяя из общего понятия о защите ее задачи Спасович находит, что, помогая суду заглянуть в тайны души подсудимого и изучить ее изгибы, защитник должен сказать в пользу обвиняемого все, чего он сам не может, не умеет или не хочет сказать, не закрывая при этом глаза на истину и не указывая голословно на влияние и воздействие среды, личностей или обстоятельств, без их тщательного изучения и проверки и без сопоставления личности искушаемого со свойствами и приемами искушения. Дар свободного слова предоставлен адвокату для облегчения участи подсудимого, и им не следует пользоваться для распространения преступных или противообщественных идей. Из видов защиты по соглашению с подсудимым менее свободна, чем защита по назначению от суда, ибо приходится, по возможности, придерживаться системы защиты обвиняемого. Но и тут защитник не может быть слепым орудием и должен проявлять отвагу своего звания в названии вещей по их именам. В зависимости от свойств обвиняемого защита может выражаться или в полном отождествлении защитником себя с обвиняемым, в особенности в передаче его чувств, или же в отделении себя от него и объективном к нему отношении. По политическим делам защита должна быть свободна, причем адвокат, не будучи солидарен с подсудимым, должен, однако, иметь право высказать всевозможное для оправдания или уменьшения вины подсудимого и для ослабления невыгодного впечатления в отношении чувств, руководивших последним. В своих приемах защита не должна давать увлечь себя неуместным соображениям о возможности надоесть или наскучить судьям, исчерпывая материал до конца и относясь не только к фактам дела, но и к источникам и причинам карательного закона со всесторонним исследованием; в делах, имеющих предметом щекотливые подробности, она должна рисовать не их, а лишь общие начертания предмета, подражая не детальной китайской живописи, а античной скульптуре. Применяя эти общие правила в своей практической деятельности, Спасович облекает в формы, выраженные оригинальным, не всегда правильным, но всегда образным, точным и подчас очень острым языком, глубокое, логически стройное и нередко художественное содержание, давая, в последнем отношении, то яркие очертания, то мысль, неминуемо создающую в последовательном своем развитии тот или другой образ. В общем речи его сжаты и сравнительно кратки; он говорит, как бы следуя совету Канту: "coll'arte di dir росо е di far pensare assai" (искусство мало говорить, но много заставлять думать); и при этом почти всем его речам присущи научный прием разбора и установления методов исследования спорных обстоятельств и известная поучительность на почве обширных и разносторонних знаний в области естественных и гуманитарных наук, поднимающая защиту в высший порядок идей. Очень искусно споря против фактической стороны дела, но никогда не умаляя значения и силы злого деяния, приписываемого подсудимому, Спасович обращает особое внимание на выяснение вопросов о том, что за человек обвиняемый и подходит ли содеянное им под то определение закона, на котором настаивает обвинитель. Отсюда блестящие и продуманные характеристики и тонкий, научный и житейский разбор уголовной квалификации действий подсудимого. Характеристики Саши Большой (в процессе об убийстве фон Зона), Островлевой, Нины Андреевской, Шомберг-Колонтая, Нечаева дают образы, прочно остающиеся в памяти, благодаря своей и психологической и жизненной правдивости. Там, где Спасович принужден разбирать улики и доказательства отрицаемого им события преступления, его едкая критика, находчивые и тонкие сопоставления не оставляют ничего недоговоренным или обойденным, неуклонно направляясь, в виде обдуманных поступательных действий, от окружности к центру дела, т. е. к личности обвиняемого. По содержанию своих речей Спасович является не только защитником в данном деле, но и мыслителем, для которого частный случай служит и поводом для поднятия общих вопросов и их оценки с точки и зрения политика, моралиста и публициста. Его речи часто представляют из себя, независимо от своего делового содержания, цельные, отрывки из учения об обществе, об уголовной политике и о судебной этике. Так, в ряде литературных процессов и дел о преступлениях против церкви им разработан вопрос о свободе совести и вдумчиво очерчены отношения между наукой и религией, между догматической и нравственной стороной последней и между свободой исповедания и свободой исследования; в процессах Кронеберга и Любатович он рассматривает вопросы о пределах карательной власти государства и о взаимодействии законов нравов; в процессе, вызванном дуэлью Утина с Жоховым дает исследование о происхождении и внутреннем значении поединка; в многочисленных делах о преступлениях печати - выясняет вопрос о свободе печатного слова и ее истинных пределах, тщательно впервые выдвигая тонкое различие диффамации, клеветы и брани в печати, советуя судить клеветника по его поступкам, не производя исследований в его душевной области, причем пришлось бы иногда "надевать калоши" и "вступать в область сероводорода" - и ставить в величайшую заслугу автору и лучшую услугу литературы обществу - нравственное поднятие читателя; в делах, разбиравшихся военно-окружным судом дает определение и анализ различных видов военной дисциплины и отношения их к карательной деятельности государства; наконец, в защитительных речах по политическим процессам, богатых историко-бытовым анализом, Спасович развивает строго проводимую систему органического развития государства, не отрицая значения постепенной демократизации и общества, но иронически относясь к утопическим взглядам, построенным не на любви к заветам исторического прошлого, а на радикальном разрыве и с прошлым, и с настоящим, в утопической надежде на "золотой век" будущего, и указывает на важные идейные и практические отличия пропаганды политической от пропаганды социальной. И на чисто юридической почве, преимущественно в своих речах пред кассационным судом, Спасович постоянно затрагивает общие вопросы о задачах и устройстве суда и о способах и выводах судебного исследования. Блестящими доводами и картинами рисует он опасность почвы, на которой пред судом, обязанным добиваться "сухой, но бессмертной истины", вырастает рядом с историческим исследованием материала "бурьян" поэтической легенды, опутывающей свободную деятельность ума у судей и сторон. Определяя задачи суда, Спасович напоминает ему об обязанности не творить закон, а "ремонтировать" своими приговорами те повреждения, которые в нем сделаны, как в цемент, не дающим обществу распасться на свои составные атомы. Поэтому, признавая за кассационным Сенатом роль пестуна и регулятора в судебной сфере, Спасович приглашает его не возводить "свою собственную надстройку над зданием, возведенным законом". В речах его рассыпано множество ценных замечаний о деятельности и организации суда присяжных. К введению этой формы суда в России Спасович относился в свое время с недоверием. В публичных лекциях "О теории судебно-уголовных доказательств", читанных в 1860 г. в Санкт-Петербурге, он высказывал опасение, что нравственно-юридическое развитие народа не подготовило его к участию в свободном и не стесняемом обязательными правилами суждения суде и что отсутствие привычки отличать закон от требования начальства, а также присущая русскому человеку склонность видеть в преступнике "несчастного" могут вредно отразиться на правильном отправлении правосудия. Жизнь и здравый смысл народа не подтвердили этих опасений, и Спасович, испытав русских присяжных заседателей на практике, прямодушно и твердо стал на их сторону, не впадая в идеализацию. По справедливости признавая, что виной некоторых временных недостатков этого суда у нас - условия, в которые он поставлен, Спасович выступил защитником его против нападений позитивно-антропологической школы (Тард, Гарофало и др.) в лекциях "О новых направлениях в уголовном праве", читанных в Соляном городке в 1891 г. В сенатских речах по делам Мельницких, Островлевой и персидского принца Кейкубата, давая указания на необходимые улучшения в постановке этого суда, которому надо "дать побольше доверия и поменьше власти", отмечая его "наставительный" характер и противополагая его суду коронному, "законнику, витающему в абстракциях и не беспристрастному решителю, тянущему всегда в пользу государства без негодования и сострадания", Спасович признает, что при правильном устройстве суда обязанности людские должны толковаться судом юристов, и деяния обсуждаться присяжными. Значительная часть многих речей Спасовича посвящена вопросам психофизиологии и содержит множество тонких и обличающих обширную эрудицию замечаний и характеристик из области уголовной физиологии и психологии. Находя, что духовная культура выражается, с одной стороны, в выработке и преобладании мозга и нервной системы, а с другой, - в возрастании процессов, в возможно большем расстоянии между внешним раздражением и его неизмеримо далеким результатом, причем каждый результат является уже не продуктом первоначального раздражения, а ответом, данным всем характером, всеми пережитыми опытами и всеми привычками мысли, чувств и деятельности, Спасович с особым вниманием исследует чувствительный, мыслительный и волевой процессы в человеке. Сделанные им (особенно в деле Островлевой) анализы душевных недугов - как болезней мышления и разбор их отличия от болезней чувств и воли дали ему вполне заслуженное право быть избранным в 1885 г. в члены психиатрического общества при Императорской военно-медицинской академии. Свобода воли, обусловливающая собой вменяемость, по Спасовичу, выражается в действии трех главных мотивов человеческих деяний - страсти, ума (расчета) и нравственного чувства (совести) - и наказание назначается за то, что один из двух первых мотивов оказался сильнее третьего, за то, что страсть одолела ум или ум наложил молчание на протестующую совесть. Критерий этот не приложим, однако, к душевнобольным, и меч правосудия опускается там, где над человеком тяготеет проклятие природы. Живая, энергическая речь Спасовича, одинаково сильная и в синтезе, и в анализе, никогда не упускающая из виду подсудимого, как "брата по человечеству", проникнутая разумным снисхождением к увлечениям молодого возраста, однако без льстивого попустительства, всегда производила впечатление на присяжных и привлекала к себе особое внимание суда. Если вдумчивость в дело, изучение его во всех мельчайших подробностях, отсутствие напускного пафоса и простота речи, в связи с глубиной и богатством ее содержания, должны служить образцом и примером для лиц, посвящающих себя адвокатуре, то такой образец дан в самых широких размерах судебной деятельностью Спасовича. В области науки уголовного права, помимо вышеупомянутых лекций и рефератов в санкт-петербургском юридическом обществе о языке судебного делопроизводства, о западной адвокатуре и др., Спасович известен своим "Учебником уголовного права", изданным в 1863 г., и речью о Джоне Говарде, произнесенной при открытии IV международного тюремного конгресса. Учебник, обнимающий собой общую часть материального уголовного права и ставший в настоящее время библиографической редкостью, по времени своего появления был первым самостоятельным и вполне научным трудом по теории уголовного права в России, и до настоящего времени, в значительной своей части, не утратил ценного значения. В нем, в то время, когда не была еще восстановлена кафедра чистой философии, были изложены и разобраны с необыкновенной ясностью, вразумительностью и блеском философские учения Канта, Фихте, Гегеля, Бентама и теории целого ряда западных криминалистов. Из лекций Спасовича - ибо учебник представляет совокупность лекций, читанных им в Петербургском университете (а по закрытии его - в залах городской думы) слушатели выносили яркое представление о сущности учения великих мыслителей, полезное и не для одних занятий уголовным правом. Рядом с изложением теорий Спасович дал талантливые страницы, посвященные общим положениям уголовного права, истории и практическому осуществлению наказаний, полные настойчивого призыва к справедливости, слагающейся из начал общежительности и свободного самоопределения воли, и к отказу от всех карательных мер, которые "бесчеловечны, потому что не необходимы". Картина дряхлеющего Рима с его системой жестоких мучительств, полемика с защитниками смертной казни и художественно изложенная история английской ссылки в Австралию - принадлежат к лучшим страницам книги. Учебник своей новизной и смелым выражением убеждений автора взволновал представителей рутинных взглядов на уголовное право и вызвал в печати нападки, далеко не всегда стоявшие на исключительно научной почве. Быть может, именно они содействовали лишению в середине шестидесятых годов кафедры уголовного права Спасовича - человека с сильным умом и талантом, обогатившим этими свойствами русскую адвокатуру. Рассматриваемый объективно и вне современной ему "злобы дня", учебник Спасовича является замечательным трудом, в котором из-под облика старого юриста и осторожного, с несколько консервативным направлением, политика, желающего взаимодействия между общественным строем и почерпнутым из потребностей жизни уголовным законом, сквозит художник-гуманист. В речи о Говарде, содержащей интересную характеристику Беккарии и Говарда, Спасович, ярко изображая разлад между нравами и чувствами людей второй половины XVIII века, с одной стороны, и законом того времени - с другой, намечает подобный разлад в современном обществе относительно важнейших уголовных наказаний и невозможность существования параллельно и одновременно противодействующих одна другой систем наказания: лишения свободы посредством заточения за менее важные преступления и ссылки - за более важные. Умер в 1906 г. А.Ф. Кони.

См. также статьи:
Александр II ;
Винавер Максим Моисеевич ;
Вяземский Петр Андреевич ;
Жохов Александр Федорович ;
Кавелин Константин Дмитриевич ;
Калиновский Бальтазар Фомич ;
Крузе Николай Федорович (фон) ;
Лермонтов Михаил Юрьевич ;
Неклюдов Николай Адрианович ;
Нечаев Сергей Геннадиевич ;
Павинский Адольф Иванович ;
Пальм Александр Иванович ;
Пыпин Александр Николаевич ;
Россия, разд. История ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. Наука международного права ;
Россия, разд. Наука уголовного процесса ;
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Россия, разд. Славистика ;
Россия, разд. Уголовное право ;
Стасюлевич Михаил Матвеевич ;
Стронин Александр Иванович ;
Сырокомля Владислав ;
Утин Борис Исаакович ;
Утин Евгений Исакович ;
Ярошенко Николай Александрович .


НазадВперед

В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портретыгербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь»Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны  прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев. 

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих. 

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе. 

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей. 

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I • Толстой Лев Николаевич • Екатерина II • Романовы • Достоевский Федор Михайлович • Ломоносов Михаил Васильевич • Александр III • Суворов Александр Васильевич • Рюриковичи • Репин Илья Ефимович • Тургенев Иван Сергеевич • Лермонтов Михаил Юрьевич • Некрасов Николай Алексеевич • Пушкин Александр Сергеевич • Гоголь Николай Васильевич • Ленин • Чайковский Петр Ильич • Чехов Антон Павлович • Александр I • Горький Максим • Шамиль • Николай I • Александр II • Куинджи Архип Иванович • Багратионы • Иван Грозный • Островский Александр Николаевич • Тютчев Федор Иванович • Бунин Иван Алексеевич • Менделеев Дмитрий Иванович • Долгоруковы • Орловы • Татищев Василий Никитич • Грибоедов Александр Сергеевич • Воронцовы • Екатерина I • Алябьев Александр Александрович • Николай II • Белинский Виссарион Григорьевич • Потемкин Григорий Александрович • Растрелли


Пушкин Александр Сергеевич Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Петр I Суворов Александр Васильевич Толстой Лев Николаевич Мусоргский Модест Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


[О проекте] [Оглавление] [Россия] [Портреты] [Гербы] [Звуки] [Диск] [Авторы] [Ссылки] [Новости]
[Большой Русский Биографический Словарь] [Русский Биографический Центр]
[Главная] [Брокгауз] [Половцов] [Портретная галерея]

© Павел Каллиников (FB, Twi), 1997–2016
© Студия КОЛИБРИ, 1999–2004

Индекс цитирования сайта Русский Биографический Словарь Яндекс.Метрика


Балтийск-Пиллау: неофициальный сайт города Балтийска Благотворительный фонд «Радость детства»