Кудрявцев, Петр Николаевич - историк (1816 - 1858), профессор Московского университета, ученик, друг и преемник Грановского. Учился в московской духовной семинарии, потом в Московском университете, по 1-му отделению философского факультета. По окончании курса был учителем русской словесности в институте обер-офицерских сирот московского воспитательного дома. Нравственная прелесть молодого преподавателя обаятельно действовала на учениц, а гуманность и деликатность отношений вызывали к нему глубокую симпатию. В марте 1845 г., по рекомендации Грановского, Кудрявцев был отправлен за границу. Один семестр он занимался в Берлине, где слушал Шеллинга, один - в Париже; остальное время провел в Гейдельберге, Дрездене, Мюнхене, всюду изучая памятники искусства (см. "Письма" к Галахову, в "Русском Вестнике"). С 1847 г. Кудрявцев стал читать всеобщую историю в Московском университете. Осенью 1856 г. Кудрявцев отправился в Италию ("Письма из Флоренции"). Здесь у него быстро развилась чахотка, и в январе 1858 г. его не стало. Литератор и художник, историк и психолог, Кудрявцев, будучи еще студентом, писал небольшие повести под псевдонимом А. Н. (Нестроев). До 1839 г. им написаны: "Катенька Пылаева" (в "Телескопе"), "Антонина", "Две страсти" (ibid.) и "Флейта" (в "Московском Наблюдателе"). Своими задушевными, грустными повестями Кудрявцев скоро приобрел известность, познакомился и сблизился с Белинским, передавшим ему редакцию "Московского Наблюдателя", стал работать в "Русском Инвалиде" и "Отечественных Записках". С 1841 г. Кудрявцев напечатал в "Отечественных Записках" несколько рецензий и статей, там же и в "Современнике" - повести: "Цветок", "Недоумение", "Живая картина", "Последний визит", "Ошибка", "Сбоев", "Без рассвета". Все беллетристические произведения Кудрявцева проникнуты меланхолией; в них сказались наблюдательность и тонкий психологический анализ. Ученые труды его распадаются на три отдела: статьи на теоретико-исторические сюжеты, чисто исторические сочинения и литературно-критические. В статье "О достоверности истории" ("Отечественные Записки" 1851 г.) Кудрявцев дает прекрасную характеристику ученых заслуг Нибура и горячо отстаивает значение истории как науки. Статья "О современных задачах истории" ("Отечественные Записки", 1853, т. 87), вызванная речью Грановского на ту же тему, посвящена вопросу о важности художественной формы в исторических сочинениях. Здесь же Кудрявцев указывает на связь истории с естествознанием и выясняет значение психологического метода в истории. В статье "Последнее время греческой независимости" ("Пропилеи", 1852) Кудрявцев разбирает книгу Бабста , в статье об "Аполлинарии Сидонии" ("Отечественные Записки", 1855) - книгу Ешевского, с которым Кудрявцев разошелся в оценке личности Сидония и характера галло-римской литературы V века. Превосходная статья "Древнейшая римская история по исследованию Швеглера" ("Отечественные Записки", 1854, т. 93) знакомит с приемами и выводами немецкого ученого. К чисто историческим вопросам относится сочинение "Римские женщины" (1856; новое издание в "Всеобщей библиотеке", СПб., 1909 и сл.), где дается ряд поэтически прекрасных характеристик, рисующих нравы римского общества в императорский период. Самый обширный и капитальный труд Кудрявцева - "Судьбы Италии от падения западной римской империи до восстановления ее Карлом" (1850). В этом сочинении Кудрявцев широко, ярко и живо раскрывает сложную картину процесса "жизненности" лангобардского начала в Италии, рассматривает зарождение итальянской национальности, обрисовывает ее отношения к папству. Продолжением этого труда служить прекрасная монография: "Каролинги в Италии", часть которой напечатана в "Отечественных Записках" 1852 г. Сочинение это не кончено; доведено до 813 г. К новой истории относятся "Осада Лейдена" (в "Сборнике статей профессоров Московского университета", 1855) и "Жозеф Бонапарт в Италии" ("Московские Ведомости" 1855), где Кудрявцев дает характеристику Наполеона, считая его кондотьером. Интересуясь ролью личности в истории, Кудрявцев написал этюд под заглавием: "Карл V" ("Русский Вестник", 1856). В противоположность взгляду Минье, Кудрявцев подчеркивает значение внешних событий в жизни Карла, как политического деятеля, рассматривает его политические и религиозные идеалы; в мечтательности его политических планов Кудрявцев находит объяснение его неудач. Страницы, посвященные реформации, полны драматизма. "Юность Катерины Медичи", написанная в Италии ("Русский Вестник", 1857), переносит читателя во флорентийскую обстановку. Истинно художественное наслаждение доставляют статьи Кудрявцева литературно-критические и очерки по истории искусств. Италия, любимая его страна, фигурирует и здесь. В статье "Дант, его век и жизнь" ("Отечественные Записки", 1855 - 1856) Кудрявцев картинно изобразил детство и юность Данта и дал прекрасный очерк итальянской литературы в XIII века, в связи с политической историей Италии. Глубоким психологическим анализом отличается этюд "Об Эдипе-царе Софокла" ("Пропилеи", 1852). Две статьи Кудрявцева: "Венера Милосская" ("Отечественные Записки", 1847) и "Бельведер" (там же, 1846) - замечательные страницы из его первого заграничного путешествия. В "Бельведере" Кудрявцев дает прекрасную оценку и характеристику итальянских художников, в "Венере Милосской" восторженно рассказывает о посещении им Лувра и воспевает искусство. После смерти Грановского Кудрявцев написал "Воспоминание о Т.Н. Грановском" ("Отечественные Записки", 1855), работал над изданием его сочинений и написал введение к ним: "Известие о литературных трудах Грановского". С 1856 г. Кудрявцев был одним из редакторов "Русского Вестника" и до конца жизни вел в нем политическое обозрение. Он работал над биографией Грановского, но успел написать только "Детство и юность Грановского" ("Русский Вестник", 1858). Лекции Кудрявцева увлекали поэтической свежестью чувства, живостью и полнотой картин. История для него живая сила, и на первом плане стоят в ней культурно-исторические вопросы. Вместе со слушателями он уходил в глубь общественной жизни известной эпохи и раскрывал самый процесс развития исторической науки. "Сочинения" Кудрявцева изданы в Москве, в 1887 - 1889 годах. - См. Ешевский "По поводу кончины Кудрявцева" ("Московские Ведомости", 1858, № 9); его же "Кудрявцев, как преподаватель" ("Русский Вестник", 1858, № 2); "Биографический словарь профессоров Московского университета" (ч. I, стр. 444); Крылов "Мои воспоминания о Грановском и Кудрявцеве" ("Журнал для воспитания", 1858, т. III); Катков ("Русский Вестник". 1858, № 1); М.Н. Капустин "Воспоминания о Кудрявцеве" ("Русский Вестник", 1858, № 2); некролог в "Современнике" (1858, № 2); А.Д. Галахов "Воспоминания о Кудрявцеве" ("Русский Вестник", 1858, № 4); Е. Тур "Биография Кудрявцева" ("Полярная Звезда"); Пыпин "История русской этнографии" (т. II, 42, 424 - 425), Герье "Кудрявцев в его учено-литературных трудах" ("Вестник Европы", 1887, № 9 - 10).
В работе над этим сайтом использовано бесплатное интернет-хранилище файлов Dropbox. Присоединяйтесь!
Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг.) или Нового Энциклопедического Словаря (1910—1916 гг.). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.
Наш проект в трех словах: БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета. РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России. ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.
Знаете ли вы?
Ленин - псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.
Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.
Даль, Владимир Иванович Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел
Варламов, Александр Егорович Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.
Некрасов Николай Алексеевич Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.
Горький, Максим По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.
Жихарев Степан Петрович Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.
Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».
Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».